Путешествия

Как «Вежливый Крым» превратился в бренд

5 8355

Власти Крыма всерьез взялись за вежливость. На торжественном собрании по случаю второй годовщины воссоединения полуострова с Россией его руководитель Сергей Аксенов анонсировал бренд «Вежливый Крым». При этом он не стал скрывать аналогию с другим известным брендом «Вежливые люди», наоборот, даже подчеркнул ее. «У нас есть бренд „Вежливые люди“ — символ Крымской весны. Бренд „Вежливый Крым“ должен стать не только символом крымского гостеприимства, но и знаком качества во всех сферах нашей жизни», — заявил Аксенов.

Тотальная вежливость

«Вежливыми людьми», или «зелеными человечками», в Интернете назвали российских военнослужащих, высадившихся на полуострове 27 февраля 2014 года. Удачный мем был подхвачен СМИ и получил широкое распространение.

Под новым брендом планируется развивать «лечебный, исторический, гастрономический, событийный, экстремальный туризм», сообщил глава Крыма. Это те сферы, в которых полуостров традиционно силен, пояснил Аксенов, признав, что по уровню сервиса и соотношению цена/качество крымские курорты пока не соответствуют международным стандартам. Сглаживать этот недостаток он призывает дружелюбием.

«Мы должны четко осознавать, что наш туристический продукт будет конкурентоспособен только в том случае, если туриста будет окружать не только высокий уровень сервиса, но и общая доброжелательная атмосфера», — отметил глава Крыма. И добавил, что это зависит не только от работников туристической отрасли, но и от всех крымчан.

Новые краски для низких сезонов

Создание брендов и управление ими — вещь непростая. С одной стороны, Крым как бренд, безусловно, прекрасно известен и сам по себе, особенно в свете событий двухлетний давности. С другой стороны, даже раскрученные бренды иногда требуют обновления, и их содержание время от времени может наполняться новыми смыслами, совершенно разными, отмечает президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов.

«Многие страны, развивающие туризм, используют бренд как механизм обновления имиджа страны, подсветки различных ее особенностей или каких-то новых аспектов. Поэтому, если принято такое решение, и будет развиваться этот бренд в рамках бренда „Крым“ (наверное, здесь можно говорить о неком подбренде), почему нет? Только нужно, чтобы он действительно был наполнен содержанием, которое давало бы новые краски полуострову», — сказал эксперт «Ридусу».

Если грамотно подойти к раскрутке этого бренда, можно действительно получить вполне определенный результат в виде туристов, считает он. Особенно в межсезонье. Очевидно, что летом Крым и так весьма востребован, тем более сейчас, когда по целому ряду причин (экономических и политических) отдых в родной стране для большинства россиян становится безальтернативным. Но перед руководством полуострова стоит задача сделать его круглогодичным туристическим направлением. В Краснодарском крае, например, ее в значительной степени помогло решить создание горнолыжного кластера. В Крыму такими всесезонными факторами действительно являются все те направления, которые перечислил господин Аксенов. И грамотный комплексный подход, в том числе с точки зрения имиджа, может помочь Крыму стать круглогодичным.

«В Крыму действительно широкий спектр возможностей для туристов. Это и оздоровление, и культурно-познавательный туризм, и военно-патриотический аспект, и тот же пляжный отдых, и экология. В принципе, время от времени придавать этому бренду новую окраску, наверное, было бы неплохо. Но вопрос в том, как реализовать эту идею, какие будут мероприятия по продвижению тех или иных аспектов. Здесь уже многое будет зависеть от бизнеса, от совместных действий с властями. Безусловно, в Крыму еще много работы по восстановлению, по реконструкции санаторно-курортного комплекса, гостиничного хозяйства», — рассуждает Андрей Гаврилов.

В ожидании ажиотажа

Летний Крым в этом году рекламировать не надо. Спрос на полуостров растет, несмотря на повышение цен. По оценкам РСТ, они увеличатся на 15−20% по сравнению с прошлым годом. Тем не менее некоторые отели на крымском побережье уже распроданы почти на все лето, другие отмечают заметную активизацию ранних бронирований, которые начались еще в феврале.

Спрос есть и он сохранится, уверен Андрей Гаврилов. «У нас уже есть заявки, бронирования на лето, и глубина достаточно большая, — говорит он. — Некоторые гостиницы, которые соответствуют современным требованиям комфорта и обслуживания, уже сейчас практически полностью забронированы по некоторым датам и периодам».

Но говорить о том, что весь Крым уже продан на все лето, было бы не совсем правильно, предупреждает эксперт. По его словам, есть еще дополнительные возможности, идут ремонтные работы и реконструкция, частный сектор активно привлекается к тому, чтобы он тоже работал в правовом поле и давал доход.

По разным оценкам, прирост турпотока на полуостров составит от 10% до 20%. А это значит, что в Крым приедет более пяти миллионов туристов (по официальным данным, в 2015 году на полуострове отдохнуло почти 4,6 млн человек). И Крым к этому серьезно готовится, включая и частный сектор, и смежные отрасли.

«Много разрабатывается турпродуктов, большая работа проводится по безопасности, по энергетике, по водоснабжению, — отмечает Андрей Гаврилов. — Есть целый ряд гостиниц, которые еще осенью начали активные работы по строительству, расширению, реконструкции. В Крыму достаточно большое количество объектов, которые к летнему сезону собственники подготовят и введут в эксплуатацию. Каких-то новых крупных объектов ожидать, наверное, вряд ли стоит, но ремонт, расширение, реконструкция проводятся очень активно, и мы думаем, что это позволит удовлетворить в большей степени, чем раньше, запросы наших туристов на качественный доступный отдых».