Инфографика «Юные годы жизни самодержцев 1672-1884». Увеличить изображение. © Глеб Чирков/Ridus.ru
Современные российские родители уделяют большое внимание раннему развитию ребенка. Благо рынок детских товаров и услуг демонстрирует широкий спектр предложений. Развивающие игры, специальные репетиторы и компьютерные программы сулят сделать из вашего ребенка если и не вундеркинда, то человека, способного быстро ориентироваться в сегодняшней стремительной жизни. В итоге, дети уже в 2-3 года способны изъясняться на иностранном языке и отличать индиговый цвет от фиолетового.
Российская педагогика и традиции воспитания имеют многовековую историю. Ряд наших соотечественников по праву занимает место среди лучших мировых теоретиков и практиков детского развития и обучения. Тема эта обширна и заслуживает отдельного рассмотрения.
Особняком в этом вопросе стоит история воспитания первых лиц государства. А наиболее интересен период самодержавия. Ведь от того, кем вырастет наследник престола, будет зависеть судьба целой нации, единоличным властителем которой является государь-самодержец.
Для примера возьмем период Российской империи. Судьбы неординарных русских монархов наглядно демонстрируют воздействие воспитания на духовное и мировоззренческое самоопределение личности. Между тем, в каких условиях рос будущий император, и стилем его правления можно провести четкие параллели. От Петра Великого, с детства тянувшегося ко всему новому. В юности он предпочитал общество иностранцев, уже тогда перенимая их опыт. К Петру II, который не унаследовал природных талантов великого деда, рос как «сорная трава» и умер капризным подростком. До просвещенной Екатерины Великой, передавшей свой опыт и знания любимому внуку, будущему императору-реформатору Александру I . В то время, как его брату, будущему императору Николаю, с детства прививалась любовь к военному делу и муштре. Характерные особенности воспитания императоров российских тезисно изложены в приведенной выше инфографике.