Случай москвички Елены Гращенковой, ставший мотивирующим для агрегаторов по части страхования ответственности перед пассажирами, проиллюстрировал нам то, как сегодня устроен сервис такси в России. Первое, что нужно понять — привычного такси, которым мы пользовались ещё 7−10 лет назад, больше не существует. Модель организации перевозок в России полностью изменилась под влиянием цифровых технологий.
Ни кто ни за что не отвечает
Последствия ДТП с участием внедорожника Mercedes и такси в центре Москвы© Агентство «Москва»По сути, в один прекрасный день несколько десятков миллионов пассажиров бросили свои привычные парки, и ушли в новое «такси», а традиционные парки и таксисты исчезли. Их сменили агрегаторы, самыми крупными из которых в нашей стране являются Яндекс такси, Ситимобил и Максим. Которые, что для некоторых их пользователей может оказаться неожиданным, позиционируют себя вовсе не сервисом по предоставлению услуги пассажирских перевозок, а «бесплатным информационным сервисом».
Самое главное, что нужно знать пассажиру 21 века — это то, что он сегодня пользуется не службой такси, а сервисом частных лиц — подработчиков. За редким исключением, на вызов может нет-нет да и приехать легальный таксист из настоящего таксопарка, — пояснила «Ридусу» правозащитник сообщества автомобилистов «Синие ведерки» Елена Гращенкова.В 2016 году Елена Гращенкова приехала в Санкт-Петербург, и вызвала с вокзала машину через приложение «Яндекс.Такси». Водитель не справился с управлением, и на скорости около 70 км/ч врезался в дерево и фонарный столб. Женщина получила множественные ушибы, сотрясение мозга, и сложную травму плеча. Медики диагностировали у пострадавшей стойкую утрату трудоспособности на треть. Из-за отсутствия на тот момент судебной практики и системы страхования пассажиров, единственной выплатой, которую потерпевшая получила после аварии, стала сумма 75 тыс. руб. по полису ОСАГО.
Засуди агрегатор
Таксопарк© Агентство «Москва»Спустя несколько лет и судебных процессов благодаря Елене Гращенковой агрегаторы начали страховать жизнь и здоровье пассажиров на сумму до 2,5 млн. рублей. Сама правозащитница в настоящий момент добивается от компании ежемесячных выплат в сумме 67 тыс. руб. в течение 40 лет — времени дожития. Общая их сумма может составить 30 млн рублей.
По просьбе «Ридуса» Елена Гращенкова назвала ведущие сервисы такси, которые осуществляют и не осуществляют страхование ущерба здоровью пассажиров:
- Wheely — 2,5 млн руб.
- Gett — 2,2 млн руб.
- Максим — 2 млн. руб
- Яндекс — 2 млн руб.
- Ситимобил- 2 млн руб.
- Везет — Не страхует.
- InDriver — Не страхует.
Данная сумма, как отмечает Гращенкова, в полном объёме выплачивается только в случае летального исхода. При получении травм, размер выплаты пропорционален степени тяжести полученной травмы.
Также некоторые сервисы заказа такси организуют выплаты не только в случаях дорожно-транспортных происшествий, но и других чрезвычайных ситуаций с причинением вреда здоровью и жизни пассажиров и водителей, в том числе — в результате противоправных действий третьих лиц.
Если пользователь заказал автомобиль и с ним что-то случилось, при наличии подтверждающих документов он получает помощь всегда. Материальная защита распространяется и на случаи нападений пассажиров или других людей на водителей во время выполнения заказа (побои, огнестрельные и ножевые ранения), — пояснил «Ридусу» представитель агрегатора «Максим» .Как рассчитать причитающуюся выплату
Последствия ДТП с участием пяти автомобилей на Тверской улице© Агентство «Москва»- Чтобы легче ориентироваться в размере будущей выплаты, можно взять таблицу травм ОСАГО, и умножить на 4. Так, к примеру, за разбитое плечо по ОСАГО дают 75 тыс. рублей. Значит, по данной страховке дадут 300 тыс. рублей. По двум страховкам вместе — 375 тыс. рублей. Есть прецедент, когда потерпевший за разрыв кишечника получил 700 тыс. рублей. Однако по закону возмещение ущерба пассажиру-потребителю может быть гораздо шире. Получив все причитающиеся средства по двум страховкам — ОСАГО и добровольной от агрегатора, необходимо посчитать весь остальной ущерб, и направить агрегатору претензию с расчётом, ссылаясь на определение Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26.06.18 года п. 18.
- Также потерпевшему пассажиру необходимо посчитать и обосновать нанесенный ему ущерб «в деньгах»: ущерб здоровью (возмещается по двум страховкам ОСАГО и добровольная), материальный ущерб: разбитая техника, испорченная одежда, аннулирование невозвратных билетов, путёвок, оплаты образования, лечения, и пр. предоплаченные услуги, которыми нельзя было воспользоваться из-за ДТП, моральный вред -боли и страдания, ухудшение качества жизни, упущенная выгода: гонорары по подписанным контрактам, которые вы не смогли отработать в виду ДТП, утрата трудоспособности -временная или стойкая постоянная, при летальном исходе или тяжком вреде — ущерб иждивенцам усопшего/потерпевшего, предстоящие расходы -реабилитация, косметические и стоматологические операции.
Про подводные камни
Дело в том, что текущая страховка агрегатора распространяется только на инциденты, связанные с ДТП. Но в такси всевозможных неприятных происшествий гораздо больше. Например — нападения пассажира и водителя друг на друга, или наезд такси на пешехода. Если бы в такси по-прежнему действовали трудовые отношения, то организатор перевозки отвечал бы перед потерпевшим пассажиром или пешеходом за действия своего работника по ст. 1068ГК, но так как это теперь сервис частных подработчиков, такие дела в законном порядке практически неразрешимы.
Некоторые агрегаторы добровольно урегулируют инциденты, которые выходят за рамки страхового полиса — это Максим и Ситимобил. Яндекс, Гетт и Везет по-прежнему не спешат возмещать ущерб пострадавшим сверх страхового полиса, и не жалеют средств на процессы, направленные на отказ от предстоящих выплат, — рассказала Гращенкова.Возвращаем деньги
Последствия ДТП с участием автомобиля такси на юго-западе Москвы© Агентство «Москва»Правозащитник составила для читателей «Ридуса» примерный алгоритм действий пассажира такси, попавшего в ДТП:
- Если вы попали в аварию в такси, обязательно лечитесь до полного восстановления и возвращения к деятельности (работа, учеба). Собирайте все чеки, больничные листы, и, главное — выписной эпикриз. Далее вам надо получить постановление ГИБДД о возбуждении административного или уголовного производства, там же — копию полиса ОСАГО вашего злополучного такси. Со всеми этими документами обращаетесь в организацию, которая приняла ваш заказ к исполнению. Традиционно — это агрегатор такси. На основании этих документов получаете страховку за ущерб здоровью.
- Ещё обращаетесь в страховую компанию, выдавшую такси полис ОСАГО, и там тоже получаете деньги.
- Следующий этап — вам нужно посчитать остальную часть ущерба — моральный и материальный вред, утрата трудоспособности, иждивенцы, оценка будущих расходов на операции, реабилитацию, пр. и направляете претензию организатору перевозки.
- В случае неприятия претензии обращаетесь в суд. Если суд примет решение в вашу пользу, организатор перевозки заплатит штраф в размере 50%, т е сумма к выплате возрастёт.
- Отдельно, в случае вины водителя такси в ДТП, участвуете в уголовном процессе над водителем в качестве потерпевшего. Приговор используете в качестве доказательства вины работника организатора перевозки (агрегатора, таксопарка).
- Также важно знать — кто и когда несёт ответственность за вашу поездку. Если вы взяли машину у бордюра — отвечает водитель. Исключение — если у него есть трудовой договор с парком. Тогда его работодатель будет соответчиком. Но в 99,9% никакого работодателя нет. Поэтому машины у бордюра лучше не брать. Если вы заказали машину в парке — отвечает парк. Если вы вызвали такси через агрегатор — отвечает агрегатор. Вызывайте такси только через приложение, с сохранением истории поездки. Если вызовете по телефону, потом будете долго доставать доказательство вызова. Старайтесь платить картой. Чек о перечислении платы в агрегатор является его проводником в Закон о защите прав потребителя.
Надеемся, что наши советы вам никогда не пригодятся, но эти знания будут полезны для 60 млн. российских пассажиров такси, и кому-то смогут сохранить жизнь и ресурсы, затраченные на поиск виновников.