Происшествия

Как выжить в железнодорожной аварии

0 1605

Крупная железнодорожная авария, произошедшая несколько дней назад на западе Москвы, когда пассажирский поезд № 3 Москва-Брест «догнал» пригородный электропоезд, повлекшая за собой серьезные травмы пассажиров и повреждения подвижного состава, заставляет задуматься о том, насколько безопасным является передвижение на железнодорожном транспорте.

Принято считать, что путешествие на поездах дальнего следования и пригородных электричках — самый безопасный способ передвижения. Однако, судя по недавней аварии, а также по отечественной и зарубежной статистике железнодорожных катастроф, это далеко не так.

Советами о том, как сохранить жизнь и избежать получения серьезных травм в железнодорожной катастрофе, с читателям «Ридуса» поделятся сотрудники МЧС РФ, в рамках совместного проекта с чрезвычайным ведомством.

Как и почему это происходит

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

© ТАСС

Основные правила

С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде — центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, а также нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, нелишне узнать, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

 — при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

 — тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; - не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;

 — запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;

 — курите только в установленных местах;

 — не возите с собой горючие и взрывоопасные вещества;

 — при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

© ТАСС

Как действовать после железнодорожной аварии

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через двери или окна, а также аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно — идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов — малминит выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т. д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т. к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может составлять от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).