Будучи в Афинах, я, конечно, отслеживаю все остросюжетные события вокруг себя. Не могла уйти от моего внимания запланированная акция греческих ультраправых – партии «Золотая заря». Содержание анонса на сайте Χρυσή Αυγή ("Хриси Авги") было довольно гневным и бескомпромиссным, что, как выяснилось, подогрело не только мой интерес, но и пыл местных антифашистов.
Необходимо отметить, что «Золотая заря» находится сейчас, пожалуй, в самом худшем положении за последние годы. Мало того, что её традиционно обвиняют в неофашизме и антисемитизме, так теперь уличное, по сути, что называется «кабацкое» убийство, поставило под удар весь состав партии. Не так давно местный антифа-рэпер был убит, по данным полиции, рядовым участником "Зари". Именно этот эпизод привёл к нарастающему прессингу всей партии. Уже лишены неприкосновенности депутаты, некоторые лидеры задержаны, прекращено финансирование партии государством (по закону оно положено, так как партия всенародно избрана). Посыпались обвинения в создании экстремистского сообщества, вдобавок к уже существовавшим ярлыкам "наци" и "фашисты", навесили ещё "убийцы и террористы".
Интересно, что акция «Золотой зари» сегодня утром в ряде СМИ, в том числе крупнейших, была описана как шествие, хотя никакого «марша» не было и в помине. Выступление националистов представляло собой митинг, блокированный по всему периметру двумя рядами спецназа, а ещё с одной стороны и митингом антифашистов и «коммунистов».
С первыми признаками того, что ситуация вокруг убийства знаменитого антифашиста по-прежнему накалена, я столкнулся ещё за полдня до намеченной акции. В самом центре Афин многие памятники архитектуры «украшены» анархическими и антифа графити и трафаретами. Одно из них заявляет, что «если бы ВЫ раньше обращали внимание на убийства иммигрантов, то Паоло был бы жив». По-видимому, это упрёк не только к горожанам, но ещё и в адрес госорганов, что, дескать, преследование «Зари» нужно было начать ещё раньше. Своеобразный посыл, с учётом того, что партию в парламент избрали сотни тысяч греков.
Отмечу, что Афины действительно сильно испорчены некачественными графити, в том числе политическими. А также плакатами, объявлениями, торговыми лотками. Старинные здания и ограды, некоторые из последних довольно любопытны, с трудом удерживают напор мусора, запустения и не слишком аккуратной молодёжной «стрит-культуры».
За два часа до намеченного схода ультраправых в другой стороне центра города, казалось бы, ничего не должно было предвещать политической активности. Но вот мы наталкиваемся сначала на полицию, перекрывшую улицу, затем на первые ряды демонстрантов с красно-чёрными флагами и антифашистскими баннерами.
Более всего меня удивило, что древками для небольших флагов используются деревянные дубинки, потолще чем черенки от лопат. И это нисколько не смущает полицию и не пресекается ею. А ведь пока ещё велика вероятность, что эти черенки обрушатся и на их головы. Полицейские не выказывали ни агрессии, ни какого-либо другого желания контактировать с данной публикой. Лица копов скорее выражали усталость и даже тоску.
Состав «красной» колонны оказался довольно молодым и в большой степени «женственным». Хотя, было много и уже седоватых мужчин, своим видом напоминающих локальных Карлов Марксов. Вот только со спортивными рюкзаками и в неопрятной одежде. В то же время здесь было не слишком много панков и «фриков», как на подобных акциях в Германии или Скандинавии. Но воинственность подростков, во всяком случае изображенная на их лицах, северным соседям не уступала. Впрочем, всё было довольно наигранно, ведь антифа должны были точно знать, что их идёт всего несколько сотен, а впереди их встречают не только ультраправые, но и добрая часть столичных жандармов. Так что, агрессия здесь носила, скорее всего, демонстративный характер.
Обогнав колонны левых по соседней улице я проследовал к афинскому вокзалу, на площади возле которого и располагается штаб «Золотой зари». Нужно отметить, что для партии, заседающей в парламенте, они занимают довольно скромную недвижимость. Это всего три этажа в обычном городском жилом доме. По соседству с ними дверь отеля, турагентства, а сама улочка выглядит как привокзальная и неблагополучная.
Уже за час до акции собралось несколько сотен сторонников, а фасад дома украсили несколько огромных флагов Греции. Баннер же «Зари», по-видимому, там присутствует постоянно.
Как только я прибыл, меня сразу удивили два факта. Полное отсутствие проверки содержимого рюкзаков и сумок, прибывающих на митинг. Никаких привычных россиянам рамок металлоискателей. А ведь антифа всё последнее время говорят о необходимости силового «возмездия» в адрес ультраправых. Тут остаётся предположить, что жёсткое преследование некоторых фигурантов «Зари» со стороны спецслужб могло быть именно как способ усмирения «левых».
Так что с полицией мне не довелось пообщаться, а вот представители «охранного отряда» «Зари» подошли ко мне, как только я поднял фотокамеру. «Снимать только после 18! Как только начнётся акция!», - заявили мне. Впрочем, моё сообщение о том, что я русский и журналист, смягчило тон и меня даже проводили к подъезду отделения, за сцену, разрешив тем самым присутствовать во всех «зонах» мероприятия.
Акция долго не начиналась, стоящих «правых» развлекали и воодушевляли бравурные мелодии из колонок, а я решил прогуляться до «красной стороны баррикад». Идти оказалось недолго. Уже через три десятка метров, после «стенки» из баннеров «Зари», улицу преградили два автобуса спецназа полиции, затем была «нейтральная» зона (оказавшаяся небольшим албанским кварталом), потом ещё три спецавтобуса с полицией, вооруженной дубинками и щитами.
«Ну, наверное, уж за такими барьерами, свирепствует огромная негодующая толпа антифа», - подумал я. Но нет, «ни шума, ни пыли». По другую сторону «баррикад» всё скорее напоминало «политический пикник». И стар, и млад расположились, кто с пивом, кто со стаканчиками кофе на тротуарах и газонах, расставив вокруг себя свои лозунги и флаги. Лица у «красно-чёрных» были теперь спокойны и унылы, ведь им явно не удалось собрать нужного количества протестующих, чтобы накалить обстановку и пойти на прорыв.
Снова не вызвав вопросов со стороны полиции, я вернулся на «ультраправый» фланг. Наконец, началось. Митинг продолжался до темноты, сменилось более десятка выступающих, каждая из декламаций перемежалась разнообразным скандированием. Состав публики явно отличался от «левой» стороны. Это были следующие типажи (по нарастающей, в порядке убывания пропорции):
Спортивного вида короткостриженные мужчины, в чёрных майках с символикой партии. Среди них немало настоящих «качков».
Седеющие и совсем седые дамы и господа, пенсионеры, по виду из среднего класса или интеллигенты. Они держали флаги Греции, были настроены воодушевлённо и активно участвовали в скандировании.
Было немало и молодых девушек, симпатичного вида и довольно стильных, которые встречали некоторых из выступающих «бойцов», яркими улыбками, аплодисментами и вспышками айфонов. В то же время здесь совсем не было привычных для "Русских маршей" подростков "околофутбольного" вида. Людей возрастом менее 20-ти, за исключением описанных девиц, на акции практически не оказалось.
Были ещё несколько православных «батюшек», которые совсем не желали фотографироваться, и я, дабы не навлечь на себя «гнев божий», удалил по их просьбе все снимки. Всего собралось около 1,5 - 2 тысяч человек.
Выступления на трибуне, конечно, были посвящены несправедливым репрессиям, а также влиянию и неослабевающей мощи «Зари». Никакого упадничества, жалоб в тоне выступающих и в лицах зрителей не наблюдалось.
Стоит отметить ещё один момент, отличающий акцию греческих ультраправых как от шествия «антифа», так и от большинства российских акций. Участники митинга «Зари» вовсе не держали в руках ничего, кроме государственных флагов Греции. Да, по сторонам примерно 1,5 тысячной «коробки», были растянуты официальные баннеры, но больше никаких плакатов – ни рукотворных, ни печатных. По-видимому, это такая стратегия проведения акций, в том числе преследующая целью избежать провокационных и не слишком подходящих для имиджа партии лозунгов.
Акция завершилась двумя гимнами, которые масса участников исполняла поистине слаженно и красиво. Это был гимн страны и партии, во время которых все без исключений, в том числе и мой собеседник из Салоников (второй по величине город Греции), прекратили разговаривать, встали ровно и пели (смотрите видео).
Затем все стали расходиться, оставляя на трибуне флаги. Большинство спускалось в метро и двинулось на вокзал, существенная часть разъезжалась на мопедах и мотоциклах. Информации о вечерних стычках в этот вечер не поступило.
Я проследовал в переулок и двинулся в старую часть города. На моём пути лежал иммигрантский квартал столицы Эллады, сплошь покрытый плакатами и рисунками «антифа»...