Отношения между Великобританией и ЕС, пожалуй, находятся на самом высоком уровне с момента голосования по Brexit в 2016 году, однако между соседями сохраняется напряженность из-за запрета на импорт сыра и мяса с континентальной части страны. В апреле Великобритания запретила ввозить в страну для личного потребления все молочные продукты и ряд видов мяса из ЕС, заявив, что это необходимо для предотвращения возможного распространения ящура среди британского скота после вспышек заболевания в Европе в начале этого года.
Британским туристам, отправляющимся на континент, пришлось отказаться от широкого ряда съедобных сувениров, таких как сыр, чоризо или хамон серрано, даже если они герметично упакованы или куплены в магазинах беспошлинной торговли в аэропортах.
Запрет распространяется на торты, печенье и шоколад с высоким содержанием необработанных молочных продуктов или свежих сливок. Нарушителям грозит штраф в 5000 фунтов стерлингов (около 6700 долларов США), а запрещёнку всё равно отберут на границе.
Запрет не распространяется на импорт коммерческих продуктов питания, поскольку они подлежат более строгим требованиям биологической безопасности, таким как термическая обработка и ветеринарные сертификаты, заявили в Великобритании.
Владельцы сырных магазинов в Париже, особенно тех, что расположены вокруг Северного вокзала, откуда поезда Eurostar следуют в Великобританию и обратно, утверждают, что ограничения ударили по продажам среди важной клиентской базы. «Туристы очень важны, особенно англичане», — рассказал CNBC Александр Вилака, основатель и управляющий Fromagerie Ferdinand в Париже. Открывая свой сырный магазин восемь лет назад, он специально выбрал район города, где бывает много иностранных туристов.
«В последние несколько лет нам было очень важно иметь английских клиентов. Мы вакуумировали сыр, чтобы его было легче доставить в Великобританию, и у нас появились постоянные клиенты, которые заходили в наш магазин, чтобы привезти подарки родным и друзьям. Но несколько месяцев назад клиенты сказали мне, что ввозить сыр домой запрещено. И это оказало огромное влияние на наши продажи», — посетовал бизнесмен.
Вилака заявил, что запрет по большей части бессмыслен, учитывая, что французские власти «очень, очень строго» относятся к санитарному контролю и регулярным проверкам производителей сыра, их продукции и её дистрибуции. Вилака уточнил, что английские производители сыра, с которыми он работал, также были недовольны запретом.
Почему запрет?
Временные запреты на ввоз или вывоз континентальных продуктов питания в Великобританию и наоборот не являются чем-то новым, и стоит отметить, что после Brexit ЕС ввел постоянный запрет на ввоз британцами в блок продуктов животного происхождения и молочных продуктов для личного потребления с той же целю: предотвратить распространение болезней.
Ящур — это серьёзная проблема для такого тесно связанного континента, как ЕС, поскольку он может распространяться очень быстро, особенно учитывая взаимосвязанный сельскохозяйственный рынок региона и множественные пути передачи. Болезнь не опасна для человека, но крайне заразна для крупного рогатого скота, овец и свиней, причем она способна быстро распространяться среди домашних животных, вызывая разрушительные последствия.
Вспышки ящура были подтверждены в Германии, Венгрии и Словакии в начале этого года, но их удалось локализовать благодаря оперативным мерам, включая забой скота и создание зон защиты и наблюдения. Уже в апреле Германия была объявлена страной, свободной от ящура, в Венгрии и Словакии с того же месяца не было зафиксировано новых вспышек заболевания.
Это «позволяет предположить, что ситуация в Венгрии и Словакии находится под контролем», написало в своём отчете в конце июля Министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании (Defra). Однако «ящур может оставаться незамеченным в течение нескольких месяцев», добавили авторы документа.
Правительство Великобритании сообщило телеканалу CNBC, что сохраняющийся запрет на личный импорт сыра и многих видов мяса направлен на защиту британских фермеров и продовольственной безопасности страны. Но спустя почти шесть месяцев с момента начала запрета возникают вопросы: являются ли действующие ограничения чрезмерными и насколько они сейчас необходимы? Defra подчеркнуло, что оно не одиноко в применении текущих ограничений и всего лишь делает то, что ЕС делал в течение нескольких лет, начиная с Brexit, в качестве стандартной практики.
Отвечая на вопрос о том, когда запрет может быть снят, учитывая, что случаи ящура на континенте сейчас локализованы, Defra сказало, что «меры правительства по борьбе с ящуром постоянно пересматриваются» и что оно «сохранит ограничения в Англии, в то время как личный импорт зараженных продуктов представляет угрозу для биобезопасности Великобритании».
Трудные уроки
Великобритания и ЕС на собственном горьком опыте убедились, к чему может привести вспышка ящура. Эпидемия 2001 года, которая сначала вспыхнула в Великобритании, а затем распространилась на континент, имела разрушительные последствия для британского фермерского сообщества. Пришлось уничтожить более шести миллионов животных, а государственный и частный секторы Великобритании в общей сложности понесли убытки в размере восьми миллиардов фунтов стерлингов.
В ЕС было уничтожено четыре миллиона животных, а вспышка заболевания обошлась государствам-членам в 2,7 миллиарда евро в виде мер по искоренению и компенсаций фермерам.
Последняя вспышка заболевания в Великобритании в 2007 году затронула всего восемь ферм, но общий ущерб оценивается в 147 миллионов фунтов стерлингов из-за масштабных запретов на перемещение скота.