Сложно представить, сколько мелочи сейчас находится на руках, в домах, копилках и кошельках россиян. Подмосковный житель решил проверить, как отнесутся сотрудники «Сбербанка» к оплате тысячерублевого штрафа мелочью, и попытался все это зафиксировать. Что из этого получилось — в репортаже «Ридуса».
Цель эксперимента — посмотреть на реакцию и действия сотрудников «Сбербанка» на оплату штрафа мелочью. И, забегая вперед можно сразу же сказать, что на оплату этого штрафа пришлось потратить аж целых два дня, обратиться в несколько отделений банка и пообщаться с сотрудниками правоохранительных органов. Но обо всем по порядку, а для начала, небольшая юридическая справка.
Любой банк на территории России обязан принимать деньги в любом виде, будь то монета номиналом в копейку, или рваная постиранная десятка. Главное, чтобы были в сохранности серия и номер дензнака. Вместе с тем есть и некие внутренние правила, на которые сотрудники банков нередко ссылаются, чтобы не морочить себе голову, например, той же мелочью. Но потребители должны знать, что внутренние инструкции на то и внутренние, что распространяются исключительно на сотрудников.
Что же касается съемки на территории банков
Снимать, а точнее, вести видеосъемку в России можно в любых общественных местах. Но в любой ситуации, во-первых, есть подводные камни, а во-вторых, непонимание или неправильное трактование тех или иных прав и правил. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, нам дарует 29 статья Конституции РФ. Тем не менее, существует и 24 статья, которая запрещает сбор сведений о частной жизни лица без его согласия. Но сразу стоит отметить, что это не касается сотрудников банков, так как они находятся хоть и на рабочем, но в общественном месте.
Таким образом, еще раз, вчитавшись и заручившись своими законными правами, авторы сего материала направились в банк.
Первым банком, в котором мы побывали, стало отделение «Сбербанка» на улице Льва Толстого. Получив талончик с номером очереди, мы направились к окошку, из которого на нас глядели еще не озабоченные глазки Юлии. Девушка взяла квитанцию, вбила нужную информацию и указала сумму для оплаты — 1000 рублей + комиссия.
Плательщик достал из сумки пакет с мелочью и звучно поставил его на стол. Юлия громко рассмеялась, и стала считать…
Действо это продолжалось достаточно долго…
Автор этих строк уже готов был рукоплескать лично Юлии, Герману Оскаровичу и всему «Сбербанку». Так как сотрудница ни слова не сказала насчет телефона, направленного в ее сторону, ни высказала своего недовольства мелочью, а напротив, была мила, вежлива и компетентна. Тем не менее, операцию по оплате штрафа завершить не удалось, так как старший кассир хотел скорее пойти домой, а Юлии на завершение подсчета требовалось много времени. Так как пришли мы действительно уже под закрытие банка, некое чувство вины присутствовало. Но, с другой стороны, сотрудникам банка тогда сразу же стоило отказать в оплате, и объяснить это скорым закрытием учреждения. Но этого не произошло. Таким образом, Юлии так и не удалось закончить с платежом.
Следующим банком стало отделение того же «Сбербанка», но уже в городе Одинцово. Несмотря на то, что в целом, мы уже были настроены на позитив и быстрое разрешение ситуации, нас ожидал сюрприз. Снова получив талончик, мы подошли к кассиру.
Как и в прошлый раз, автор репортажа, не скрывая телефона, включил запись и поставил напротив сотрудницы. Она же сразу попросила его выключить, так как он ее «смущал». В ответ ей попытались объяснить, что сделать этого невозможно, заранее попросив прощения за неудобства. Смысла вдаваться в подробности и объяснять ей, почему именно можно вести видеосъемку, у авторов репортажа не было.
Стоило товарищу достать пакет с мелочью и также поставить его перед сотрудницей, как она сразу наотрез отказалась принимать мелочь. «Я не буду считать», — поставила вердикт Екатерина Тимофеева. Дальше она попросила отсортировать монеты и перенаправила нас к другому кассиру, который минуты три дозванивался до службы безопасности (кстати, этих сотрудников мы так и не увидели, из-за чего появилось сомнение, существуют ли они вообще).
А наш новый кассир снова попросил убрать телефон и отсортировать монетки. Мы попросили показать какой-либо документ, обязывающий клиента банка выполнить эти требования. Вместо поиска документов, сотрудница продолжила дозваниваться до СБ-банка.
Через какое-то время появился управляющий. Ничего нового девушка не сказала, но стоит отметить, говорила гораздо более вежливо, нежели предшествовавшие ей подчиненные. Хотя оно и понятно, терять ей, видимо, значительно больше, если что…
Примечательно, что авторы репортажа неоднократно просили, продемонстрировать какой-либо документ, где во-первых, говорится о запрете видеосъемки в банке, а во-вторых, бремя сортировки денежных сумм ложится на клиента. Причем, обещали, что если увидят подобные нормативы, тут же, отдав честь, сделают все «как положено». Впрочем, очевидно, что таких документов нет в природе.
Визит полиции и «гангстеров»
После долгих препирательств, спустя минут 15, нас пригласили к следующему кассиру, который все-таки принялся за пересчет денег, начав операцию по оплате штрафа. Причем начал все делать крайне медленно. вскоре мы узнали, почему.
Спустя еще минут 20 прибыли сотрудники полиции. Управляющая банком потребовала казнить нас на месте, четвертовать, отправить в таком виде в Сибирь, в общем, задержать, как можно скорее.
Реакция правоохранителей была ожидаемой: причин задерживать нас не было, да и сотрудники банка на просьбу полиции предоставить документы, запрещающие съемку, так дельного ничего сказать и не смогли.
Также стоит заметить, что администрация банка не ограничилась вызовом одной лишь полиции. На подмогу прилетел мужчина одной из сотрудниц, что запечатлены на видеозаписи. Молодой человек с повадками районного «гангста» обещал «лично» разобраться в ситуации, о чем пришлось проинформировать правоохранителей, после этого пыл мужчины поутих. Примечательно, что в процессе нашего «недопонимания» на горизонте так и не появилось ни одного сотрудника службы безопасности банка.
А завершилось все более-менее хэпиендом: девушка-кассир под контролем полицейских приняла наконец «копеечный» штраф суммой в 1000 рублей. А мы еще полчаса ждали, пока сотрудники банка напишут заявление, при этом правоохранители сами удивлялись: «Что они там такого напишут? По какой статье вас?». Понятно, что ни по какой. Но банковские служащие уж очень хотели отомстить за то, что их заставили качественно исполнять обязанности.