Здоровье

Как живут «отказные» дети в доме-интернате Южного Бутово

3 6005

А на прогулках играет в песочек

В игровой комнате Стасу выделили собственный стол. Он долго смотрит на пазлы, берет один и сразу ставит на нужное место. Не примеряя и не прикладыая. Потом обязательно два раза сутчит пальцами по столу, чтобы за него порадовались.

Сначала воспиталели хлопали в ладоши, но потом перестали. 24 тысячи раз не похлопаешь. Стас собирает такие за 2 месяца

Детский дом-интернат «Южное Бутово»

Всего лишь одно добавленное к названию слово «интернат» меняет его суть. И «детский дом» и «интернат» предполагают круглосуточное пребывание. ДДИ — тавтология, за которой скрывается «для умственно отсталых детей».

ДДИ «Южное Бутово» один из самых крупных в Москве. Сейчас здесь 392 ребенка. Две трети — дети-сироты, остальные — «родительские», их приводят для постоянного, пятидневного или дневного пребывания.


В штате 585 человек. Сто пятьдесят педагогов и санитарки. На одного ребенка приходится полтора сотрудника.

Деток (именно такое обращение я слышал чаще всего) можно условно разделить на три группы. Это «сохранные» дети, они наиболее мобильны, могут выразить эмоции словами, у них четко прослеживается обратная связь.

В течение года они занимаются по классно-урочной форме, ходят в парки, музеи и на выставки. Часть летом выезжает в лагерь и ходит в походы.


На рисунке в правом нижнем углу тигр

Все эти этажи на листе А1 нарисованы ради одного горящего окна. Только в центральной желтой части рисунка изображено и раскрашено 1700 окошек.

«Мальчик спрашивает Змея-Горыныча как спасти Родину от врагов-немцев». Фломастеры


Другая категория детей — менее мобильные. С ними работа строится немного по-другому. Они тоже выходят в парковые зоны, но в пределах района. Длительные поездки переносят с трудом.

Для них это было бы больше испытанием, чем удовольствием. Им организовываются спокойные и вялые игры, минимальный бег и прыганье, реабилитационно-терапевтические показы фильмов.


Третья группа — милосердные детки. Их состояние таково, что основной задачей интерната является уход и медицинская помощь.

Только представьте себе — слепоглухонемой человек…

Прогулка на веранде


Сотрудники формируют элементарные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Вынужденно лежачим детям поддерживают положительный эмоциональный фон, развивают мелкую и крупную моторику, обогащют сенсорный опыт.

Каждый день с такими детками проводят достаточно много медицинских манипуляций, чтобы они обрели элементарную двигательную самостоятельность — начали сидеть, ползать и даже ходить.

Корсет и вертикализатор необходимы для профилактики негативных последствий длительного пребывания лежа.

А так же для того, чтобы ребенок учился воспринимать мир не только из горизонтального положения.

Все системно и курсами, сначала одна процедура, потом другая, массаж, бассейн и так далее.

Снятие размеров для изготовления лангетки

С этими детьми практически всегда занимаются индивидуально — в группах это практически невозможно. Среди них есть аутисты и шизофреники с большими поведенческими сложностями.


Фраза «большие поведенческие сложности» может означать все, что угодно. Это агрессия — ребенок может вас ударить или укусить, или аутоагрессия, когда вред направлен на самого себя.

Не удивляйтесь, увидев на фото ребенка в смирительной рубашке. Ее надевают только по необходимости. И если ребенок увечит себя только правой рукой, левую ему оставят свободной. Если раздирает себя ногтями — наденут перчатки. Если же постоянно бьется головой, будет ходить в боксерском шлеме или сидеть в мягком манеже.

Еще один способ не дать ребенку изуродовать себя руками, оставив им подвижность

Причина аутоагрессии может быть различной, но основная в том, что такие дети не могут выразить свои желания и привлечь к себе внимание.

Основная задача в работе с такими детьми — максимально их занять насколько это возможно.




Сейчас маленькая «отказная» Ева может улыбаться.

А еще в прошлом году она выглядела так. 

Она прошла три операции, впереди еще две. Ей срастили расщелину неба, сделали косметику верхней губы и носа. К Еве приходит бабушка, но она не смогла бы обеспечить такого содержания, поэтому оно идет за счет госбюджета. Есть специальная программа высокотехнологичных операций и девочка в нее попала.

Но генетические заболевания операбельным путем не исправить. Если с помощью тренировок, определенных манипуляций и реабилитации что-то и можно улучшить, то говорить о полном восстановлении нельзя.

Будущее у них достаточно печальное. Все-таки первичный деффект — умственная отсталость, недостаток интеллекта.

В данном случае развивают какие-то сенсорные восприятия, реакцию. Долго работающий персонал по движению бровей, по мимике понимает комфортно ребенку или нет.

По подрагиванию кончика высунутого языка могут определить эпиприступ 1-й стадии. Визуально постороннему человеку это ничего не скажет, а персоналу такие вещи говорят о многом.



Почти все сотрудники, с которыми я общался, признались, что здесь сложно работать.

ДДИ открылся в 2005-м году. Среди первых сотрудников было много учителей и воспитателей из обычных учреждений. Остались далеко не все. Здесь вопрос моральный: либо ты принимаешь этих детей либо нет. Наше общество не хочет знать об инвалидах, а устраивающиеся на работу люди то же самое общество.

Дети никогда не остаются одни. Воспитатели всегда находятся с ними в одном помещении. Даже ночью.

Есть категория людей, которая хочет достойную стабильную зарплату, но ни при каких обстоятельствах не будет менять памперсы, вытирать сопли, прислушиваться к дыханию лежачего или кормить зондового ребенка: в носу трубка, шприц, пища лезет назад…

И даже если ты логопед, то неприятных ситуаций может произойти много. Во рту нужно делать массаж, ребенка стошнит, а на втором завтраке кефир давали, все кисло, течет, нужно его умывать и вытирать.

У некоторых сотрудников в семье есть инвалиды, у кого-то из родственников есть такие дети. Здесь работают несколько многодетных матерей — пеленки и памперсы им хорошо знакомы. Они очень трепетно и внимательно относятся к желаниям деток.

Подготовка к праздику:

Другая категория — те, чьи дети находятся в ДДИ. Устраивались сюда, чтобы быть с ними рядом и помогать остальным.

30 сестер милосердия Свято-Димитриевского Сестричества работают с 8 утра до 20 часов вечера. Для ДДИ они бесплатны. Но это не значит, что они могут приходить когда захотят. Все строго по графику и это их служба.

Их помощь бесценна. Организовать прогулки — одеть, посадить в коляску, вывезти… Покормить, поменять памперс, подмыть, присмотреть. Это бесконечный процесс, требующий ежеминутного контроля.

Даже в свой обеденный час, если какой-то ребенок издал звук, нужно идти и смотреть.

Сестер сюда направляет православная служба помощи «Милосердие». Небольшую зарплату они получают благодаря пожертвованиям на проект «Помощь детям-инвалидам в государственных домах-интернатах».

Все сестры милосердия имеют дипломы медсестер, патронажной сестры, курсов детского массажа, лечебной физкультуры или лечебной педагогики.

Специальное образование они получили в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия при Первой градской больнице Москвы или в других государственных училищах.

Сестричество оказывает ДДИ и благотворительную помощь. В прошлом году купили тенты для прогулок, делают индивидуальные покупки детям, если считают что это нужно и при согласовании с интернатом.

Организовывают индивидуальные посты в больницах, когда деткам, как Еве, проводятся операции. Посещают в послеоперационный период и поддерживают связь со взрослыми выпускниками интерната.

В ДДИ есть сестры, которые перешли в персонал. Совсем скоро из сестричества придет сотрудником еще одна девушка — педагогом дополнительного образования, она получила диплом.

Логопед тоже когда-то она пришла как сестра милосердия, у нее было логопедическое образование. И когда освободилась должность, она перешла в штат. Причем, в свои выходные она одевает белое платье и косынку и выходит как сестра милосердия.

Подхожу к сидящим на лавочке мальчишкам. Воспитатель объясняет, что выбрасывать мяч за забор нехорошо. Теперь ей придется, дождавшись конца прогулки (детей же не оставить), идти его искать и обегать всю территорию. Для ребят это развлечение — подгадать момент, когда она отвлечется и перекинуть за ограждение. Однажды кто-то кинул мяч обратно — восторгу не было предела! Мальчишки закинули снова — вернулся. Кинули еще раз и… в ответ прилетела пивная бутылка…

Две замечательные девушки останавливают меня вопросом:
— У тебя есть жена?
— Нет.
— Почему нет?


В ДДИ есть все



Единственное, что не входит в государственную программу — подарки на дни рождения. Их делает персонал.

Работать с детьми и не привязаться к кому-то из них невозможно, особенно, если ребенок контактный.

Персональная привязанность персонала — совершенно естественное явление.

92-я группа обожает суперменов. У девочек из 111-й бум на феечек, там все — и разукрашки-феечки и наклейки и куклы и заколки с феечками.

Милосердным деткам дарят музыкальные игрушки.

Иногда через попечительский совет собирают призовой фонд для праздников и соревнований. Детям всегда в конце дарят какую-нибудь мелочь — дуделки, вертушки, шарики — что-то яркое для сиюминутной радости.