Путешествия

Какие приключения ждут в путешествии из Норвегии в Мурманск

1 20073

Изначально я хотел просто взять и написать пост про Мурманск из неразобранных фотографий одного из своих прошлых путешествий. Но когда готовишь пост и описываешь свои впечатления, нужно быть честным перед собой. 

Думаю, если бы я полетел в Мурманск целенаправленно (ну скажем посмотреть город в «белые ночи» на какие-нибудь выходные из Москвы), то впечатления были бы иными. Или если бы у меня был опыт путешествий только по нашей стране с её подчас неизбежно суровыми реалиями провинциальных городов — то впечатления были также другими. 

Но обстояло всё иначе — в нашем случае, Мурманск был завершающим пунктом большого путешествия вдоль побережья Норвегии на судне паромно-круизной линии Hurtigruten, возможно, одного из самых красивых маршрутов в мире. 

Перед тем, как оказаться в Мурманске, мы с друзьями совершили недельное путешествие на пароме «Midnatsol» — стартовали из Бергена на юге Норвегии, посмотрели фьорды, большие и малые норвежские городки, посетили Лофотенские острова и мыс Нордкап, а закончили круиз в Киркенесе, небольшом городке на самом севере страны всего в 8 километрах от российской границы.

Возможно, было бы проще (и может быть даже чуть дешевле) улететь из Киркенеса в Москву «Скандинавскими авиалиниями» через Осло. 

Но с другой стороны — закончить большое путешествие по Норвегии с юга на север всего в 8 километрах от заполярной границы нашей Родины и, не перейдя её, мотать в Москву через какой-то Осло? Нет — это неправильно. 

Гораздо интересней перейти границу прямо там, в Заполярье, из Норвегии перекочевать в соседний Мурманск и уже оттуда лететь в Москву. В районе Киркенеса действует единственный сухопутный российско-норвежский погранпереход и отсюда можно уехать через границу в Россию на рейсовом российском автобусе Киркенес — Мурманск. Им мы и воспользовались, заранее приобретя билеты.

Сухопутная граница России и Норвегии довольно короткая — всего 195 км (из них — 43 км сухопутная и 152 км по реке Патсойоки), но одна из самых контрастных на свете. Вроде и природа одна, и Баренцево море одно (у них — Варангер-фьорд, а у нас он же — Варяжский залив, у них — «фьорды», а у нас — заливы или «губы»), но при этом по разные стороны границы — два совершенно разных мира. И надо признать — контраст сильно не в нашу пользу. Теперь вы понимаете, почему после недели в Норвегии и перехода границы нельзя просто взять и написать про Мурманск. 

Впрочем, Мурманск на самом деле — интересный город, просто поначалу переключиться сложновато, да и эмоций в Норвегии было оставлено слишком много. Судите сами…

Наш маршрут начался в Бергене — удивительном по красоте городе, визитной карточкой которого является красивая набережная Брюгген, из старых деревянных домов сохранившихся до наших дней аж с XVII века.

© uritsk. livejournal.com

Далее маршрут проходил вдоль побережья Норвегии с юга на север. Мы заходили в многочисленные норвежские городки — как малые, так и побольше (на этом фото — Олесунн), посмотрели знаменитые фьорды — Согнефьорд, Гейрангерфьорд, Тролльфьорд и др.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Наслаждались великолепной природой Норвегии, менявшейся по мере продвижения с юга на север, восхищались гостеприимностью, открытостью и туристической привлекательностью этой страны, где продумано и хорошо организованно всё до самых мелочей; впечатлялись высокому уровню жизни норвежцев, несмотря на суровые климатические условия северного побережья.

© uritsk. livejournal.com

Наш маршрут всё время проходил среди узких проливов и островов. Закат в месте условной границы южной и северной Норвегии.

© uritsk. livejournal.com

Три дня назад утром наш круизный паром «Midnatsol» пересёк Северный полярный круг, ознаменовав это событие мощным гудком.

© uritsk. livejournal.com

Три дня назад вечером мы были на Лофотенских островах — удивительном по красоте архипелаге Норвегии.

© uritsk. livejournal.com

Позавчера утром в порту Харстада мы видели легендарный «Nordstjernen» — одно из двух старейших судов компании Hurtigruten, до сих пор работающее на линии Берген — Киркенес и даже выполняющее круизы на Шпицберген.

© uritsk. livejournal.com

Позавчера утром у нас на борту был праздник Нептуна, где бородатый капитан Арийд Хайвик и бородатый Нептун поливали всех желающих холодной водой со льдом в честь пересечения Полярного круга.

© uritsk. livejournal.com

Позавчера днём мы продолжали путешествие по Северной Норвегии, где даже между самыми маленькими рыбацкими посёлками идеально налажено транспортное сообщение, ходят скоростные суда и летают самолёты большой и малой авиации.

© uritsk. livejournal.com

…Где даже в самом маленьком городке (как например, затерянном среди скал Финнснессе населением 8 тысяч человек) рады многочисленным туристам, и школьники с удовольствием встречают у причалов большие круизные суда, каждый день привозящие как местных жителей, так и многочисленных путешественников со всего света.

© uritsk. livejournal.com

Позавчера днём мы были в городе Тромсе, где выпили по кружке пива в самой северной в Норвегии пивоварне, после чего поднялись на фуникулёре на вершину одной из окрестных скал и любовались оттуда невероятными пейзажами.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Вчера утром мы побывали в «газовой столице» Норвегии, городе Хаммерфест, возле которого с конца 80-х активно осваивается огромное месторождение Снёвит, обладающее запасами природного газа в 160 млрд куб метров и в котором действует крупный нефтеперерабатывающий комбинат.

© uritsk. livejournal.com

Вчера днём мы обогнули Норвегию с севера и побывали на мысе Нордкап.

© uritsk. livejournal.com

А сегодня утром мы зашли в гавань Киркенеса, заключительного пункта нашего круиза, расположенного в 8 километрах от границы Норвегии и России.

© uritsk. livejournal.com

Можно было бы отсюда улететь в Осло и оттуда — в Москву, но мы пошли другим путём. Россию отсюда буквально видно невооружённым глазом, поэтому из Киркенеса мы поехали в Мурманск — сели на старенький рейсовый автобус, пересекли границу через международный пункт пропуска Сторскуг/Борисоглебск и отправились в путешествие по суровым северным дорогам нашей Родины. Хоть природа и та же, но реалии другие — и после недели в Норвегии Родина поначалу воспринимается сурово. 

С Норвежской стороны границы — уютные открыточные домики, туристические кемпинги, по пограничной реке Патсойоки со стороны Норвегии организуются сплавы на рафтах и катамаранах, проплывающих в считанных метрах от нашего берега. А сфотографировать российские красно-зелёные пограничные столбы с расстояния нескольких десятков метров — это классика путешественника, посетившего Киркенес и его окрестности. 

Со стороны России граница на замке — сотни километров заборов и колючей проволоки, зона отчуждания на десятки километров от фактической границы, куда можно попасть только имея специальные пограничные пропуска; десятки заброшенных и действующих военных городков, также опутанных колючкой, кругом — бедность и разруха. 

А для дополнительного эффекта — чадящая индустрия горно-металлургического комбината Печенганикель в посёлке Никель в 6 километрах от линии границы. По дороге от границы с Норвегией до Мурманска рейсовый автобус, помимо основного пограничного, проходит ещё через два или три КПП, где заходят военные и проверяют у всех паспорта. Тяжеловато переключиться на суровое российское Заполярье после гостеприимной Норвегии. 

Россия. Остановка в придорожном кафе с чаем и пирожками.

© uritsk. livejournal.com

Одно из КПП, где проверяют машины, направляющиеся в закрытую пограничную зону. Проехать можно — либо местным, а если неместный — то нужен либо пограничный пропуск от нашего ФСБ (если не едешь через границу), либо Шенгенская виза в загранпаспорте (если едешь транзитом в Норвегию).

© uritsk. livejournal.com

И куда ни глянь — километры колючей проволоки среди безлюдных покрытых снегом просторов.

© uritsk. livejournal.com

Придорожный сарай

© uritsk. livejournal.com

Под вечер добрались до Мурманска. Вид из окна гостиницы… Не Норвегия — но что поделать… :))

© uritsk. livejournal.com

Чтобы несколько скрасить впечатления от встречи с Родиной, сходили в ресторан, отведали вкусных рыбных блюд, а потом — после совершения внутренней «перезагрузки», можно идти бродить по Мурманску. В мае тут уже вовсю белые ночи, и бродить можно хоть до самого утра.

Мурманск — Город герой. На вершине одной из сопок высится мемориал защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны или просто «Алёша», как называют его в народе.

© uritsk. livejournal.com

Сегодня восьмое мая, завтра светлый праздник — День Победы. У вечного огня много цветов.

© uritsk. livejournal.com

С сопки Зелёный Мыс, на которой находится памятник, открывается отличная панорама Кольского залива и огромного мурманского порта, главных ворот Российской Арктики. Светлая белая ночь, закат плавно сменяется рассветом, в порту не останавливаясь ни на минуту работают краны, громыхают железнодорожные вагоны, свистят гудки тепловозов. Город-порт работает и днём и ночью, встречая и провожая десятки судов, идущих по Северному морскому пути, одной из самых важных и самых сложных морских трасс в мире. Завораживает…

© uritsk. livejournal.com

Контейнеровоз седьмого ледокольного класса «Норильский Никель» работает преимущественно на линии Мурманск — Дудинка (Норильск), через Баренцево и Карское моря доставляя продукцию Норильского горно-металлургического комбината.

© uritsk. livejournal.com

Панорамы Кольского залива и терминалы Мурманского морского порта белой майской ночью.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Кольский залив. Взгляд в сторону Росляково, Североморска и открытого моря.

© uritsk. livejournal.com

Ночь перед 9 мая. «Алёша» и мирное северное небо.

© uritsk. livejournal.com

Вечный огонь и двое на рассвете.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

На следующий день мы снова прогулялись по Мурманску. Памятник Ленину.

© uritsk. livejournal.com

Пустынные улицы в преддверии парада 9 мая и праздничных торжеств.

© uritsk. livejournal.com

В ожидании парада у гостиницы «Арктика». Сегодня она относится к сети отелей «Азимут».

© uritsk. livejournal.com

Железнодорожный вокзал Мурманска — памятник архитектуры послевоенного периода.

© uritsk. livejournal.com

9 мая. Почётный караул из школьников у памятника странам антигитлеровской коалиции.

© uritsk. livejournal.com

Барельеф первому в мире атомному ледоколу «Ленин».

© uritsk. livejournal.com

Улицы Мурманска на День Победы.

© uritsk. livejournal.com

Мурманск — город, неразрывно связанный с морем и суровой Арктикой. Маяк-мемориал морякам, погибшим в мирное время. Внутри — мемориальные плиты и мемориальная книга, где записаны имена всех погибших в мирное время моряков, как военных, так и гражданских. Рядом с маяком установлен фрагмент рубки подводной лодки «Курск», рядом с которым находится плита с именами погибших в мирное время подводников.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Рядом с маяком, в самой высокой части комплекса, находится храм Спас-на-Водах, освящённый в 2002 году.

© uritsk. livejournal.com

И снова панорамы Кольского залива и морского порта с сопки Зелёный Мыс от мемориала «Алёша». Виден арктический контейнеровоз «Норильский Никель», за ночь сменивший причал, а также первый в мире атомный ледокол «Ленин» и пассажирское судно «Клавдия Еланская» у причалов мурманского морского вокзала.

© uritsk. livejournal.com

Кольский залив, огромный порт, северные сопки и мемориал «Алёша». Красиво!

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

В заключение — прогуляемся до Морского вокзала, где пришвартован первый в мире атомный ледокол «Ленин», введённый в эксплуатацию в 1957 году и бороздивший ледовые трассы до 1989 года. 

Сегодня это музейное судно. Кстати, современные морские круизы на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы» начинаются тоже именно отсюда, из Мурманска, правда не от пассажирского морского вокзала, а от базы действующих атомных ледоколов на северной окраине города.

© uritsk. livejournal.com

Рядом — старенький каютный теплоход «Клавдия Еланская», работающий на морской пассажирской линии Мурманск — ЗАТО Островной. Островной — грустное полувымирающее городское поселение на берегу Баренцева моря, объединяющее город Островной и ещё несколько посёлков. Там находятся несколько объектов Минобороны, до 1990-х была действующая база подводных лодок Гремиха, потом лодки перевели в другие базы. 

Сегодня это печальное место — у причальной стенки длиной почти 6 километров находится своеобразное кладбище старых подводных лодок, а инфраструктура, созданная ещё в 50-е годы, отслужила своё и с начала 90-х годов полностью разрушена… 

Сегодня здесь хранится отработанное ядерное топливо подлодок Северного флота, части реакторов и прочих внутренностей субмарин, выполняются работы по разрядке отслуживших своё ядерных реакторов, в городе действует отделение по обращению с радиоактивными отходами корпорации «Росатом». В общем, то ещё местечко… Сегодня это закрытое муниципальное образование напоминает захламлённый город-призрак и зону отчуждения.

© uritsk. livejournal.com

А кроме ЗАТО «Островной», куда ходит старенькая «Клавдия Еланская», с пассажирского морского вокзала города-героя Мурманска больше ничего и не ходит. :)) Да, как тут не вспомнить соседнюю Норвегию, куда едут миллионы туристов, с её уровнем жизни и транспортной инфраструктуры — дорог, водных путей, авиации; где даже в самые отдалённые посёлки через узости и хитросплетения фьордов курсируют современные скоростные суда.

…Контрастный пост получился, но ведь когда описываешь впечатления, надо быть честным перед собой… Но при всём при этом Мурманск — хороший город, пронизанный нашей славной историей, дышащий Арктикой, морем… И сегодня Северный Морской путь — важнейшая транспортная артерия нашей страны, а с развитием масштабных нефтегазовых проектов её значение постоянно увеличивается. 

А Мурманск — отправная точка этого далёкого северного пути, где круглый год и полярным днём и суровой арктической ночью, швартуются суда, работают краны, откуда невидимыми тенями уходят в морскую глубину атомные подводные лодки, откуда атомные ледоколы начинают свой дальний путь средь непролазных льдов. Здесь бьётся пульс нашей Арктики, и, как бы то ни было — это очень сильное место!