Город

Каким быть местному самоуправлению — решать молодежи

0 2024

В ходе круглого стола, организованного кафедрой конституционного и муниципального права совместно с Центром компетенций «Геоправо» в МГЮА, обсудили вопрос планирования развития современного городского пространства.

Я между тем уверен, что никакое планирование невозможно без участия местных жителей, как прямого, так и опосредованного. Именно формам участия населения, вовлечения граждан в принятие ключевых решений и был посвящён мой доклад, который я привожу здесь ниже в сокращённом варианте.

Жители могут принимать участие в развитии своего муниципального образования через своих избранных представителей, муниципальных депутатов, и через прямое волеизъявление — с помощью местных референдумов, общественных слушаний и других институтов.

Проблема вовлечения населения в принятие решений налицо. Явка на муниципальные выборы в Москве в 2017 году составила чуть менее 15%, то есть, меньше четверти жителей выбирают вектор развития своего муниципалитета. Низкая заинтересованность в выборах и политическая апатия, особенно среди молодежи, ведёт к непониманию не доверию населения и власти.

При этом потенциал нашей молодежи достаточно велик, однако не хватает полноценных знаний и опыта работы в социально значимых проектах, не хватает понимания взаимосвязи между выборами и развитием своего двора и района.

Молодое поколение очень активно тогда, когда ей помогают, направляют их к участию в различных процессах. Здесь государство должно делать первый шаг — повышать политическую и юридическую культуру, ещё со школы, показывать, как участие в политике может влиять на каждодневную жизнь людей.

Важно широкое вовлечение молодых людей в работу на муниципальном уровне, где масштаб ответственности не так велик, и сильнее всего востребована инициатива и юношеский задор, при этом можно получить настоящий практический опыт.

С молодежью надо говорить на их языке, создавать понятные цифровые платформы, причём не только для выборов, но и для принятия решений по благоустройству, инициативному бюджетированию и развитию территории.

Цифровые инструменты делают город «видимым», бюджетирование прозрачным, а механизм принятия решений понятным. Когда население само выбирает проекты благоустройства, люди напрямую могут контролировать принятие ключевых решений, сами эти решения перестают вызывать вопросы, растёт доверие, а за ним и взаимодействие гражданского общества и органов власти.

Местный референдум, сход граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания, конференции, опросы граждан, обращения, все эти формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, в планировании развития городского пространства должны переходить в электронные форматы, которые снимут проблему сбора кворумов и помогут участвовать в принятии решений максимально большого возможного числа граждан.

Создание и продвижение новых электронных форм участия граждан в решении стратегических задач муниципальных образований, увеличение этой самой вовлечённости снимет споры и станет основой взаимодействия органов власти и населения.