Интернет Политика

Каким образом России нужно выигрывать на информационном фронте

0 24515

Информационная война набирает обороты, её не сдерживают ни блокировки соцсетей, ни статусы иноагентов, однако, если сравнивать с началом СВО, сейчас положение России на информационном фронте куда более уверенное, чем тогда.

Недавно мы с вами рассуждали о прозападной пропаганде и том, как с ней можно и нужно бороться, а сегодня я поговорил с одним из тех, кто напрямую эту борьбу ведёт — руководителем молодёжного крыла Народного фронта Владимиром Тараненко, который рассказал о проекте НФ «Кибердружина».

Проект «Кибердружина» представляет собой сообщество людей, которые ведут борьбу с нарушением прав человека в интернет-пространстве. Кибердружинники находят в глобальной сети русофобские высказывания, негативную или ложную информацию о российских военных, призывы к терроризму, а также фото и видео насильственного характера.

Всего в боте Кибердружины зарегистрировалось более 21 тысячи человек. Активисты Кибердружины нашли двух диверсантов, работающих на украинские спецслужбы, которые передавали информацию о местах расположения техники в Белгороде, обнаружили и передали спецслужбам информацию о подготовке терактов на 9 мая, нашли документ с местом расположения военных объектов ВСУ.

Telegram© unsplash.com

За время работы кибердружинники Народного фронта заблокировали три группы с пропагандой нацизма и три группы с пропагандой суицида в Telegram, 16 страниц ЦИПСО Украины в социальной сети ВК, десятки групп, пропагандирующих русофобию, суицид, наркотики, насилие, нацистскую и проукраинскую повестку в соцсети «ВКонтакте». И здесь, конечно, встаёт важный вопрос о балансе защиты государственных интересов и свободы слова.

IT-эксперт Олег Артамонов в разговоре с колумнистом «Ридуса» отметил, что проблема с блокировками популярных сервисов — в том, что эти блокировки не работают. И не по каким-либо техническим причинам, а потому что у людей нет альтернативы, поэтому они вынуждены идти на ухищрения, чтобы продолжать сервисами пользоваться. По мнению эксперта, недостаточно объявить о создании отечественного «убийцы Инстаграма» (подставьте сюда название любого популярного сервиса), выделить на это бюджет и решить, что задача импортозамещения будет решена в установленные сроки. Не будет. Потому что в 99 случаях из 100 при подходе «нам нужно сделать свой сервис, потому что нужно сделать свой сервис, то есть без реального целеполагания, в лучшем случае получается кособокий клон, который очень старается быть оригиналом, но у него никак не получается. Сюда относятся и Rutube, и несколько попыток запустить „нашу Википедию“, и прочие мертворождённые проекты.

«Замечу, что на Западе ситуация не отличается ничем: недавно, например, со скандалом, потенциально переходящим в уголовное дело, в США разорился стартап, пытавшийся сделать импортозамещённый клон WeChat. Со скандалом — потому что, как выяснилось, его создатель покупал фейковых пользователей, чтобы показать инвесторам якобы рост популярности сервиса. И вот когда пользователь видит такой кособокий клон, он всегда встаёт перед выбором — что сложнее: стойко преодолевать тяготы и невзгоды импортозамещения или же научиться обходить блокировки? Второй путь побеждает практически всегда. Это банальная экономика: так выгоднее пользователю. Экономику нельзя победить запретами: человечество много раз это проверяло с неизменным результатом», — отмечает Олег Артамонов.

Это не значит, что зарубежные сервисы должны навсегда остаться с нами. Совершенно очевидно, что часть из них ведёт враждебную по отношению к нам политику. Но надо и понимать, что простой командой «запрещаю!» их не победить, резюмирует эксперт.

Работа «Кибердружины» делится на два фронта: «поддержка своих» — пользователи продвигают контент русскоязычных блогеров, чтобы его увидели как можно больше людей, и «борьба с противником» — блокировка фейков, русофобии и антироссийской пропаганды на всех популярных площадках. Однако важна не только работа со стороны государства и общественных организаций — каждый гражданин сам должен соблюдать правила информационной гигиены.

«Нам надо всегда помнить, что в условиях сегодняшней информационной войны мы должны неоднократно перепроверять информацию. То есть должно быть пять-шесть проверенных источников, которые ты постоянно мониторишь, читаешь, смотришь. И дальше всё просто — сопоставляя факты, ты понимаешь, так это или не так, фейк это или правда.

Ты для себя должен чётко разделять, анализировать и не принимать всё за чистую монету — постоянный анализ должен происходить», — отметил Тараненко.

По мнению руководителя молодежного крыла Народного фронта, у каждого из нас должна быть гражданская позиция касательно того, что сейчас происходит в мире, того, в каком состоянии сейчас находится страна. Мы сами должны чётко отдавать себе отчёт том, что наши парни сейчас делают и за что они борются.

© unsplash.com

Другой вопрос в том, что иногда фейковые вбросы ЦИПСО подхватывают осознанные люди, люди, которые очень часто помогают фронту, помогают сборами, и тогда они сами невольно становятся рупором пропаганды противника.

«Главное, мне кажется, уметь признавать свои ошибки. То есть вот буквально недавно я видел пост у Александра Лоткова, когда он сначала выдал информацию, а буквально через 15 минут написал: „Ребята, каюсь, ошибка, всё на самом деле не так. Был проверенный источник, теперь на один проверенный источник меньше“. Поэтому здесь такой же мониторинг нескольких источников, из которых необходимо получать информацию и не бояться признавать свои ошибки, потому что бывают такие истории, это нормально», — отметил Тараненко.

Другая плоскость информационного фронта — граждане России, которые выехали за рубеж и теперь используют аудиторию, которая осталась в России. При этом им вручается статус иностранного агента, но это не помогает в борьбе с ними. Они продолжают распространять фейки и дезинформацию, не соблюдают законодательство, а дотянуться до них мы не можем. И с одной стороны, нам, нашей стране, хорошо было бы этот поток пропаганды перекрыть, а с другой стороны — необходимо понять, как людей, которые это слушают и смотрят, переубеждать.

© flickr.com

«Мы все с вами умные люди, мы можем читать, мы можем анализировать, что немаловажно, и мы можем перепроверять. Часто бывает такое, что та информация, которую эти пропагандисты дают, ни в какие ворота не лезет. Многие артисты-иноагенты уже хотят вернуться в Россию, ведь за рубежом деньги они не зарабатывают. Поэтому, я думаю, это со временем просто сойдёт на нет, кто-то вернётся, кого-то забудут, останется несколько самых ярких, которых продолжат финансировать, мы сами все прекрасно понимаем, кто, но большая часть сойдёт на нет», — считает Тараненко.