Заметил, что современные коммуникативные технологии проникают почти во все форматы социальных отношений. Возьмем, к примеру, попрошаек. Их задача — заставить незнакомого человека расстаться с некоторой суммой денег в свою пользу.
Наиболее архаичная практика холодного контакта в этой сфере — навязчивость субъекта, обладающего отвратительной для объекта атаки внешностью. Цель коммуникативного воздействия — убедить объект, что единственным способом прекращения неприятной коммуникации является выплата отступных. Тактика используется бомжами, инвалидами, цыганами, агрессивным бычьем и прочими примитивными участниками этого рынка.
Некоторое время назад появились более продвинутые попрошайки, использующие новую тактику: сочувствие и классовую солидарность. Они хорошо одеты, не пьяны и давят на сочувствие. Просят обычно на бензин (припаркована машина, а рядом красотки, или, как недавно видел, молодой мужчина с ребенком на руках), либо на билет до Воронежа (украли кошелек), или еще на что-то относительно дорогое.
Тактика такая срабатывает особенно хорошо на определенной категории объектов воздействия: одинокие дамочки-менеджеры, например, клюют на юных аккуратных безбилетников, а дядечки — на нуждающихся в денежках на бензин девах.
Но научный подход не стоит на месте.
Недавно я столкнулся просто с шедевром. На стоянке возле «Украины» к моей машине подошел человек в аккуратной новой форме охранника (это чтобы я открыл окно авто: закос под официоз).
Далее трезвый и ясноглазый бородач начал гнать, как водится, заговаривая зубы. Просил он в результате на билет. На предложение купить ему билет онлайн вежливо сообщил, что это дорого (17 тысяч, ехать в Хабаровск). На всякий случай заявил, что билет по паспорту не подойдет, необходима отсутствующая справка об инвалидности. На случай отсутствия у объекта наличности у него наготове оказалась сберовская карта…
Помогать людям надо. Обязательно. Надо ли при этом стимулировать развитие новых коммуникационных технологий изъятия у граждан денег в пользу дармоедов — не уверен.