Политика

Какое наследие оставил Британии после себя Джонсон

0 1913

Борис Джонсон сел в кресло премьер-министра представителем крупнейшего за последние десятилетия парламентского большинства, а сейчас уходит, оставляя после себя не только расколотую партию, но и страну с очень туманным будущим.

Бесславный конец

Борис Джонсон покинул пост премьер-министра после того, как всего за два дня более 50 членов правительства ушли в отставку, фактически оставив его без нормально функционирующих органов власти. В отличие от Маргарет Тэтчер, Тони Блэра или Терезы Мэй, которых также отстранили от должности их партии, Борис Джонсон не смог уйти с высоко поднятой головой. Ведь причиной ухода стали не разногласия по поводу политики, ценностей или компетенций, а недостатки личности и поведения, бесконечная ложь, на которую десятки министров жаловались в своих заявлениях об отставке.

Один из спешно покинувших тонущий корабль политической карьеры Джонсона министров Брэндон Льюис заявил:

«Порядочное и ответственное правительство основывается на честности, принципиальности и взаимном уважении. Я глубоко сожалею о том, что должен покинуть правительство, так как больше не верю, что эти ценности поддерживаются им».

Такой бесславный конец удивителен, если вспомнить, что совсем недавно, в 2019 году, консерваторы под руководством Джонсона прервали череду электоральных поражений и выиграли, получив 365 мест из 650, что дало им абсолютное большинство в 80 мандатов в Палате общин. Они получили места в нескольких оплотах своего главного конкурента — Лейбористской партии — в Северной Англии, которые десятилетиями удерживались партией и образовывали так называемую «красную стену».

Первый тревожный колокольчик для консерваторов прозвучал на муниципальных выборах в мае 2022-го. Тогда партия премьер-министра потеряла почти 400 муниципальных мандатов, утратив контроль над 12 муниципальными образованиями, при этом лейбористы увеличили своё представительство на 234 места, получив контроль над еще шестью муниципалитетами. Резкий спад поддержки в сердце страны и потеря сотен мандатов оказали давление на премьер-министра, который и так был погружён в скандал с ковидными вечеринками.

Ничего не смогло правительство Джонсона сделать и в ответ на резкое падение уровня жизни жителей Туманного Альбиона. Исследования British Gas и YouGov показывают, что 40% взрослых британцев будут испытывать трудности с внесением следующего платежа за коммунальные услуги. Поставщики сейчас предлагают некоторую поддержку и отсрочку, но многим ли она поможет? Британская экономика просто не готова к инфляции в 9%. Как сказал управляющий Банка Англии Эндрю Бейли, такого рода повышения больше всего ударили по беднейшим слоям населения. Причем инфляция в беднейших районах составляет уже не 9, а 11%. По-настоящему болезненный вопрос заключается в том, что этот показатель сохранится и будет расти в течение всего года. При этом инфляция в Великобритании происходит из-за глобального роста цен на энергоносители и продукты питания, которые, в свою очередь, напрямую связаны с антироссийскими санкциями.

Однако, уходя, Джонсон на самом деле не уходит, он остаётся на своём посту, пока консерваторы не изберут себе нового лидера. Официальный представитель консерваторов в своём заявлении отметил, что «проблема была в Джонсоне».

«Теперь, когда он уходит, мы можем снова выглядеть как разумные консерваторы, а не то, во что он превратил партию».

При этом в партии говорят, что процесс выбора нового лидера должен пройти как можно быстрее. Причина такой безотлагательности заключается в том, что теперь, когда Джонсон стал временно исполняющим обязанности премьер-министра, партия остро осознает, что присутствие на Даунинг-стрит человека, чей рейтинг общественного одобрения абсолютно ужасен, не помогает и так стремительно теряющей доверие людей партии.

Сепаратизм на подъёме

Пока в Вестминстере ломались копья вокруг кресла премьер-министра, консерваторы старались как можно скорее избавиться от Джонсона — балласта, тянущего за собой всю партию, а лейбористы и либерал-демократы зарабатывали очки для будущих выборов, определённая активность исходила и из Холируда — месторасположения парламента Шотландии.

Первый министр Шотландии Никола Стерджен обратилась в Верховный суд с вопросом, может ли референдум о независимости Шотландии состояться на законных основаниях в октябре следующего года. Дело в том, что прошлый референдум происходил с согласия правительства Великобритании и вопросов о его легальности не стояло.

Сейчас правительство Джонсона отказало Шотландии в проведении нового голосования, и Стерджен ищет обходные пути для проведения второго референдума о независимости. Джонсон же считает, что голосование 2014 года было событием, которое может произойти только «раз в поколение».

Если коллегия судей поддержит еще одно голосование, то лорд Рид, председатель суда и опытный эдинбургский судья, может стать — возможно, к своему ужасу — народным героем для шотландских националистов. Если судьи откажутся поддержать референдум, Стерджен продолжит борьбу на следующих парламентских выборах, сделав независимость центральным пунктом программы своей партии (ШНП).

Шотландская национальная партия (ШНП) сейчас находится в беспроигрышной ситуации, имеет абсолютное большинство в шотландском парламенте и является третьей по величине партией в Вестминстере.

Стерджен утверждает, что Брексит означает, что обстоятельств, при которых Шотландия проголосовала против независимости в 2014 году, больше не существует. На британском референдуме о выходе из ЕС все избирательные округа Шотландии выбрали Европейский союз, а не Брексит.

Шотландский вопрос о независимости вернулся на передний план, потому что многие шотландцы чувствуют, что они отправились в путешествие к месту назначения, которого они не выбирали.

Тому, кто придёт на смену Джонсону, придётся не только решать серьёзные проблемы в экономике и здравоохранении, не только возвращать рейтинг консерваторам, но и находить пути для сохранения территориальной целостности Великобритании как единого государства. Настоящая проблема для того, кто станет следующим премьер-министром Соединенного Королевства, заключается в том, чтобы найти что-то, что сможет убедить разочарованную общественность в том, что после всего этого времени у власти эта многовековая партия все еще может предложить что-то новое.