Культура

Какой апокалипсис нас ждет

2 3280

Бог в одежде, испачканной кровью, с глазами, из которых вырываются вcполохи пламени. Чудовища, падающие в серу. Горы мертвых тел. Продолжаем исследовать неисчерпаемый источник вдохновения всей последующей литературы -- и проповеднической, и фантастической.

Мы остановились на том, что Вавилонская блудница была повержена в пламя, а город Вавилон был разрушен катаклизмами. Что же было дальше? Глава 19 (современный перевод).

1. Потом я услышал словно бы гул огромной толпы в небе, восклицавшей: «Аллилуйя! Спасение, слава и сила у нашего Бога».

2. Потому что верны и правы его приговоры: «Он осудил Великую Шлюху за то, что всю землю растлила она своим развратом; Он воздал ей за кровь Своих слуг!»

Обитатели небес возносят хвалу Господу за то, что он наказал Римскую империю (Вавилонскую блудницу).

Витраж Йоркского собора, 1408

3. И вновь толпа воскликнула: «Аллилуйя! И дым ее поднимается во веки веков!»

Ангелы и верующие, пребывающие на небесах, поклоняются трону Божьему. В левом нижнем углу валяется Блудница, окруженная пламенем. Слова, что дым будет подниматься «во веки веков», значат, что это наказание навсегда, империя не поднимется.

Старообрядческая рукопись, ок. 1800

4. Двадцать четыре старейшины и четыре существа пали ниц, преклоняясь перед Богом, сидящим на престоле, говоря: «Аминь! Аллилуйя!»

Давно, с самых первых глав, у нас не было этой сцены поклоняющихся 24 старцев, которые обозначают всю полноту верующих христиан. Но вот опять эта привычная иконография.

Апокалипсис Тринити колледжа, ок. 1220

5. И раздался голос с престола, говоривший: «Хвалите Бога нашего, все слуги Его, все чтущие Бога, и малые, и великие!»

6. Я услышал словно бы гул огромной толпы, или шум водопада, или грохот могучих громов, говоривший: «Аллилуйя! Воцарился Господь, наш Бог Вседержитель!»

7. «Будем радоваться и ликовать, воздадим Ему славу, потому что свадьба у Ягненка!»

Здесь изображена сцена «Брака Агнца с невестой», торжественного пира. Невеста — это аллегория христианской церкви. Этот акт обозначает окончательный союз Агнца, т. е. Христа с верующими, их объединение.

Апокалипсис Тринити колледжа, ок. 1220

И невеста Его уже подготовилась:

8. Ей одежда дана — тонкий лен, блестящий и чистый! (тонкий лен — это праведные дела святого народа Божьего).

Белоснежная одежда Невесты -- противопоставление роскошной красной развратной одежды Вавилонской блудницы.

Современная икона. Иконография прямо скажем, не каноничная -- встречается лишь в западных средневековых рукописей. Но для иллюстрации идеи сойдет.

9. Потом он говорит мне: «Запиши: „Счастливы те, кто позван к Ягненку на свадебный пир!“»

Эта иллюстрация к Апокалипсису неправильная, потому что новобрачные сидят за столом вдвоем. А идея-то в том, чтобы все истинно верующие приняли участие в празднике.

Худ. Nancy Macgregor

И говорит мне: — Вот истинные слова Бога!

Правильная иллюстрация выглядит так. Обратите внимание на морды из облака -- это ветра. И благословляющую руку Господа, накрывающую голову новобрачных белым покровом.

Миниатюра 13 века

10. Я пал ниц к его ногам, чтобы преклониться. Но он говорит мне: «Смотри, не делай этого! Я такой же слуга, как ты и твои братья, что свидетельствуют об Иисусе! Поклонись Богу!» Ведь свидетельство Иисуса — это дух пророчества.

В верхней части иллюстрация того же свадебного пира. А вот нижняя часть как раз по теме. Слева Ангел приказывает Иоанну писать, а справа он его поднимает за подбородок с земли. Стих этот важен идеологически, потому что в нем Ангел запрещает поклоняться себе. В ту эпоху проблема культа отдельных ангелов (как потом станет с культом отдельных святых) стояла очень остро, практически грозя монотеизму.

Миниатюра 15 века.

11. И я увидел раскрытое небо — и вот белый конь и Всадник на нем.

Всадник на белом коне -- это явление грозного Христа в образе Мессии. Дальнейшее описание сплошь основано на ветхозаветных словосочетаниях и пророчествах.

Совр. худ. LeannaTenEyckeAr

Его называют Верный и Истинный, Он судит и воюет по справедливости.

Образ апокалиптического Всадника на белом коне на западе является одним из самых распространенных в качестве иллюстрации книги. У нас же он встречается весьма редко.

Фреска Софии Новгородской, 19 век

12. Его глаза как пылающий огонь,

Внимательно вглядитесь в глаза Всадника. В иных случаях так изображали выколотые глаза, истекающие кровью (например, на миниатюрах с Эдипом). Но тут это — языки пламени. Очень страшно.

«Фламандский апокалипсис», 15 век

На голове у Него множество корон.Как вы помните, на головах Зверя из моря (Антихриста) тоже было множество корон. Книга построена по принципу противопоставления, и вот у Христа тоже короны, но хорошие. Их большое число обозначает, что он царь всех царств.

Джусто де Менабуои. Фреска падуанского баптистерия, 14 век.

У Него имя, написанное на Нем, которого никто не знает, кроме Него самого.

13. На Нем плащ, окрашенный кровью; и имя, которым Он зовется — Слово Божье.

Имя, которое никто не знает — возможно тетраграмматон. Кровь, окрасившая плащ — не Христа, а врагов. Это важно, потому что впервые после Евангелий он изображен не страдающим, а побеждающим.

Гебхарт Фугель, 1931

14. Небесное воинство следовало за Ним на белых конях, одетое в тонкий лен, белый и чистый.

За Христом скачут войска ангелов.

Эскиз В. Васнецова, 1887

15. Из уст Его исходит острый меч, чтобы поразить им народы;

Это тот же меч изо рта, который был в первой главе.

Острые Слова Божьи.

Болонская школа, 14 век, аббатство Помопоза

Он будет пасти их железным жезлом; Он топчет в давильне вино ярого гнева Бога Вседержителя.

16. У Него на плаще и на бедре написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОД.

Пасти народы железным жезлом в Ветхом завете обещался мессия, тут это разумеется должно быть выполнено. Давильня (точило) Божьего гнева подробно обсуждали. Тут Христос скачет на коне, и одновременно стоит в бочке и давит виноград ногами. На одеждах написаны красным надписи, как и положено.

Миниатюра 13 века.

17. И я увидел ангела, стоявшего на солнце, он громким голосом кричал всем птицам, что летали в поднебесье: «Эй, собирайтесь сюда на великий ужин у Бога!»

Фрэнсис Дэнби. «Сцена из Апокалипсиса», ок. 1829

Птицы-стервятники, собирающиеся на пир на трупах — это опять антипод, на сей раз радостного свадебного пира Агнца. Также это ветхозаветный образ, обозначающий окончательную гибель врагов. Ангел стоит в сиянии, т.е. в солнце.

Миниатюра 13 века.

18. Будете есть мясо царей, военачальников, воинов, мясо коней и их всадников, мясо свободных и рабов, малых и великих.

Ни один язычник, короче, не уйдет от погибели. Все будут наказаны.

Фрагмент трехчастной картины Васнецова из дома-музея. «Апокалипсис», 1887

19. И я увидел, что зверь, цари земли и их войска собрались, чтобы вступить в войну со Всадником и Его войском.

Всадник на белом коне (не путать с Первым всадником Апокалипсиса-Чумой, который тоже на белом коне, хотя даже комментаторы иногда путали), вступает в поединок со Зверем из моря в леопардовой шкуре и его войсками.

Миниатюра 13 века.

20. Зверь был схвачен, а с ним лжепророк, совершавший перед ним знамения, которыми он ввел в обман тех, кто поставил себе клеймо зверя и поклонялся его изображению.

Побежден Зверь из моря (Антихрист) и Лжепророк (Зверь из земли), его помощник, заставлявший поклоняться идолу Антихриста, уничтожены и их войска.

«Уничтожение Зверя и Лжепророка», 1804

Бенджамин Уэст.

Оба они были брошены живыми в озеро с горящей серой.

Два зверя летят в горящее адское озеро. (Тут виден только один, и нога Всадника).

Витраж, Франция

21. Остальные были убиты мечом Всадника, исходящим из Его уст, и все птицы насытились их мясом.

То есть людей не повергли в ад, а просто убили.

Бамбергский апокалипсис, ок. 1000