Бог в одежде, испачканной кровью, с глазами, из которых вырываются вcполохи пламени. Чудовища, падающие в серу. Горы мертвых тел. Продолжаем исследовать неисчерпаемый источник вдохновения всей последующей литературы -- и проповеднической, и фантастической.
Мы остановились на том, что Вавилонская блудница была повержена в пламя, а город Вавилон был разрушен катаклизмами. Что же было дальше? Глава 19 (современный перевод).
1. Потом я услышал словно бы гул огромной толпы в небе, восклицавшей: «Аллилуйя! Спасение, слава и сила у нашего Бога».
2. Потому что верны и правы его приговоры: «Он осудил Великую Шлюху за то, что всю землю растлила она своим развратом; Он воздал ей за кровь Своих слуг!»
Обитатели небес возносят хвалу Господу за то, что он наказал Римскую империю (Вавилонскую блудницу).
3. И вновь толпа воскликнула: «Аллилуйя! И дым ее поднимается во веки веков!»
Ангелы и верующие, пребывающие на небесах, поклоняются трону Божьему. В левом нижнем углу валяется Блудница, окруженная пламенем. Слова, что дым будет подниматься «во веки веков», значат, что это наказание навсегда, империя не поднимется.
4. Двадцать четыре старейшины и четыре существа пали ниц, преклоняясь перед Богом, сидящим на престоле, говоря: «Аминь! Аллилуйя!»
Давно, с самых первых глав, у нас не было этой сцены поклоняющихся 24 старцев, которые обозначают всю полноту верующих христиан. Но вот опять эта привычная иконография.
5. И раздался голос с престола, говоривший: «Хвалите Бога нашего, все слуги Его, все чтущие Бога, и малые, и великие!»
6. Я услышал словно бы гул огромной толпы, или шум водопада, или грохот могучих громов, говоривший: «Аллилуйя! Воцарился Господь, наш Бог Вседержитель!»
7. «Будем радоваться и ликовать, воздадим Ему славу, потому что свадьба у Ягненка!»
Здесь изображена сцена «Брака Агнца с невестой», торжественного пира. Невеста — это аллегория христианской церкви. Этот акт обозначает окончательный союз Агнца, т. е. Христа с верующими, их объединение.
И невеста Его уже подготовилась:
8. Ей одежда дана — тонкий лен, блестящий и чистый! (тонкий лен — это праведные дела святого народа Божьего).
Белоснежная одежда Невесты -- противопоставление роскошной красной развратной одежды Вавилонской блудницы.
Современная икона. Иконография прямо скажем, не каноничная -- встречается лишь в западных средневековых рукописей. Но для иллюстрации идеи сойдет.
9. Потом он говорит мне: «Запиши: „Счастливы те, кто позван к Ягненку на свадебный пир!“»
Эта иллюстрация к Апокалипсису неправильная, потому что новобрачные сидят за столом вдвоем. А идея-то в том, чтобы все истинно верующие приняли участие в празднике.
И говорит мне: — Вот истинные слова Бога!
Правильная иллюстрация выглядит так. Обратите внимание на морды из облака -- это ветра. И благословляющую руку Господа, накрывающую голову новобрачных белым покровом.
10. Я пал ниц к его ногам, чтобы преклониться. Но он говорит мне: «Смотри, не делай этого! Я такой же слуга, как ты и твои братья, что свидетельствуют об Иисусе! Поклонись Богу!» Ведь свидетельство Иисуса — это дух пророчества.
В верхней части иллюстрация того же свадебного пира. А вот нижняя часть как раз по теме. Слева Ангел приказывает Иоанну писать, а справа он его поднимает за подбородок с земли. Стих этот важен идеологически, потому что в нем Ангел запрещает поклоняться себе. В ту эпоху проблема культа отдельных ангелов (как потом станет с культом отдельных святых) стояла очень остро, практически грозя монотеизму.
11. И я увидел раскрытое небо — и вот белый конь и Всадник на нем.
Всадник на белом коне -- это явление грозного Христа в образе Мессии. Дальнейшее описание сплошь основано на ветхозаветных словосочетаниях и пророчествах.
Его называют Верный и Истинный, Он судит и воюет по справедливости.
Образ апокалиптического Всадника на белом коне на западе является одним из самых распространенных в качестве иллюстрации книги. У нас же он встречается весьма редко.
12. Его глаза как пылающий огонь,
Внимательно вглядитесь в глаза Всадника. В иных случаях так изображали выколотые глаза, истекающие кровью (например, на миниатюрах с Эдипом). Но тут это — языки пламени. Очень страшно.
На голове у Него множество корон.Как вы помните, на головах Зверя из моря (Антихриста) тоже было множество корон. Книга построена по принципу противопоставления, и вот у Христа тоже короны, но хорошие. Их большое число обозначает, что он царь всех царств.
У Него имя, написанное на Нем, которого никто не знает, кроме Него самого.
13. На Нем плащ, окрашенный кровью; и имя, которым Он зовется — Слово Божье.
Имя, которое никто не знает — возможно тетраграмматон. Кровь, окрасившая плащ — не Христа, а врагов. Это важно, потому что впервые после Евангелий он изображен не страдающим, а побеждающим.
14. Небесное воинство следовало за Ним на белых конях, одетое в тонкий лен, белый и чистый.
За Христом скачут войска ангелов.
15. Из уст Его исходит острый меч, чтобы поразить им народы;
Это тот же меч изо рта, который был в первой главе.
Острые Слова Божьи.
Он будет пасти их железным жезлом; Он топчет в давильне вино ярого гнева Бога Вседержителя.
16. У Него на плаще и на бедре написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОД.
Пасти народы железным жезлом в Ветхом завете обещался мессия, тут это разумеется должно быть выполнено. Давильня (точило) Божьего гнева подробно обсуждали. Тут Христос скачет на коне, и одновременно стоит в бочке и давит виноград ногами. На одеждах написаны красным надписи, как и положено.
17. И я увидел ангела, стоявшего на солнце, он громким голосом кричал всем птицам, что летали в поднебесье: «Эй, собирайтесь сюда на великий ужин у Бога!»
Фрэнсис Дэнби. «Сцена из Апокалипсиса», ок. 1829
Птицы-стервятники, собирающиеся на пир на трупах — это опять антипод, на сей раз радостного свадебного пира Агнца. Также это ветхозаветный образ, обозначающий окончательную гибель врагов. Ангел стоит в сиянии, т.е. в солнце.
18. Будете есть мясо царей, военачальников, воинов, мясо коней и их всадников, мясо свободных и рабов, малых и великих.
Ни один язычник, короче, не уйдет от погибели. Все будут наказаны.
Фрагмент трехчастной картины Васнецова из дома-музея. «Апокалипсис», 1887
19. И я увидел, что зверь, цари земли и их войска собрались, чтобы вступить в войну со Всадником и Его войском.
Всадник на белом коне (не путать с Первым всадником Апокалипсиса-Чумой, который тоже на белом коне, хотя даже комментаторы иногда путали), вступает в поединок со Зверем из моря в леопардовой шкуре и его войсками.
20. Зверь был схвачен, а с ним лжепророк, совершавший перед ним знамения, которыми он ввел в обман тех, кто поставил себе клеймо зверя и поклонялся его изображению.
Побежден Зверь из моря (Антихрист) и Лжепророк (Зверь из земли), его помощник, заставлявший поклоняться идолу Антихриста, уничтожены и их войска.
«Уничтожение Зверя и Лжепророка», 1804
Оба они были брошены живыми в озеро с горящей серой.
Два зверя летят в горящее адское озеро. (Тут виден только один, и нога Всадника).
21. Остальные были убиты мечом Всадника, исходящим из Его уст, и все птицы насытились их мясом.
То есть людей не повергли в ад, а просто убили.