Шестимесячный одиночный дрейф португальского тренера Руя Витории в бушующем море российского футбола завершён. Плавание ожидаемо закончилось катастрофой. Красно-белый корабль вновь с треском налетел на рифы, а его капитан полетел за борт. С 2002 года, за время присутствия в клубе «Лукойла», это происходит уже в 16-й раз. Фиаско в Москве терпели и российские наставники, и немцы, и турки, и испанцы, и итальянцы. Однако земляк знаменитого мореплавателя Васко да Гамы сумел выделиться среди всех своих предшественников. Он стал самым неоднозначным неудачником. Обречённым заранее, но не сдавшимся. И это делает ему честь.
То, что Руй в клубе не жилец, стало ясно после громкого скандала в мае, когда сожительница владельца «Спартака», истерично хлопнув дверью, вышла из совета директоров и устроила переполох в Telegram. Фонтан довольно быстро заткнули, но было поздно — залило уже всех. Я неспроста сравнил дальнейшее с дрейфом в открытом море. Тренер остался совершенно один, без поддержки людей, которые его привезли в Москву, без реального усиления состава. Спартаковское руководство просто бросило экспедицию, отправлявшуюся в плавание. Ситуация напомнила печальную судьбу Ивана Татаринова и шхуны «Святая Мария» из «Двух капитанов» Вениамина Каверина. Вокруг льды, припасы — гниль, помощи ждать неоткуда.
В канун так называемого «столетия» клуба тренеру «Спартака» фактически пришлось плыть по воле волн и ветров на едва управляемом судне с дефицитом топлива. Старт в Европе и чемпионате получился удручающим. Казалось, что команда в этом сезоне провалит всё.
Однако Витории удалось невозможное. «Красно-белые» впервые со времён Романцева заняли первое место в еврокубковой группе. Не без доли везения, но смотрелось это красиво и выглядело наградой за отчаянное упорство и страсть. И заслуга Руя в том, что чудо произошло, совершенно очевидна.
Главный тренер «Спартака» Руй Витория (справа) на тренировке команды перед матчем Лиги Европы против «Легии» в Варшаве.© EPA / ТАССЧто было бы с командой, если бы португальца оставили на весну? Скорее всего, ничего хорошего. Но проводить Руя Виторию хочется аплодисментами, как лично я это сделал на хоккейном матче «Спартака» в начале осени. Футбольный тренер пришёл на игру с семьёй и азартно болел за «своих», хотя, уверен, впервые в жизни видел ледовое сражение. И это тоже характеризует его с положительной стороны. Я видел его лицо, когда он обернулся на приветственные крики и хлопки. Он улыбался, он оценил, что его уважают. Его и его труд.
До самого конца Витория оставался лоялен к руководству, которое просто не замечало, что «Спартак» опять летит в пропасть. Даже позорное поражение в Питере не вызвало никакой реакции у Леонида Федуна (при этом он не забыл «засветиться» в прессе после исторической победы в Варшаве).
Руй же неизменно корректно отвечал на провокационные вопросы журналистов об увольнении, подчеркивая, что намерен сделать для клуба и его болельщиков максимум того, на что способен в этот момент. И он запомнится именно своей саркастической улыбкой в спину опозорившегося Лучано Спаллетти, который отказался пожать руку коллеге после проигрыша. Витория останется в спартаковской истории, ибо достоин этого.
Останется в истории «Спартака» и его нынешний владелец со своей пассией. Но это слава Герострата. Всё, что происходит с клубом, ярко описывает русская поговорка «каков поп, таков и приход».
Совершенно не важно, кто сменит португальца на капитанском мостике. Новому тренеру и его кораблю уже грозят новые рифы предстоящей весной. Скорее всего, в таком состоянии пройти далеко в еврокубках не получится. А в то, что Федун и его семья могут навести порядок в спартаковских делах, давно не верится.