Компьютерные игры

Какова польза пиратства и роль в игровой индустрии

2 3850

Раньше пиратами называли тех, кто отбирает у простых людей, а сейчас тех, кто простым людям отдаёт. Это, конечно, шутка, но доля правды здесь есть. В этой статье мы попробуем разобраться, так ли аморально видеопиратство, как его малюют и порассуждаем о том, какую реальную пользу оно может приносить.

А польза есть не только для игроков, но и для издателей. Казалось бы «Ну какой профит будет иметь фирма с того, что её игру распространяют в той стране, где её даже не планировали продавать?» На первый взгляд никакого. Но это не так, ведь успешные игры не ограничиваются одной частью, это, как правило, франшизы. Такие шедевры как первые две части Heroes of Might and Magic или первые две части WarCraft официально не продавались в РФ, тем более не имели лицензионного перевода.

Однако, благодаря тому, что русские пиратские студии переводили и продавали эти игры, серии прославилась во всём СНГ. В тот момент, когда вышел WarCraft 3 и Герои 3 эти игры уже были ожидаемы и любимы русской аудиторией, поэтому многие с радостью купили их.

Если бы не пиратская предыстория, продажи бы были значительно меньше. Конкретно в нашей стране пиратство внесло огромный вклад в популяризацию игр как таковых. Уровень зарплат в РФ всегда был невысоким, если бы в нулевые в магазинах продавались реальные лицензии по 30−50 долларов, а не пиратки по 100 рублей, никто бы просто не играл в игры, тем более без перевода. 

Не верите?

На это есть пример — приставка NES вышла ещё в середине восьмидесятых, но пока в девяностые не появились дешевые пиратские приставки «Dendy», народ и не думал покупать оригинал, люди банально не могли себе этого позволить. Так же как это было с более новой приставкой SuperNintendo, как бы её не рекламировал Дядя Серёжа, у людей просто не было таких денег.

Роль пиратства в рекламе игр сложно переоценить даже в современном мире. Для примера можно взять любую игру, да хоть Red Dead Redemption 2. В данный момент, я точно ни при каких условиях не буду ее покупать, ведь я совсем не фанат серии, да и рекламе не доверяю, особенно когда речь идет о консольном эксклюзиве. Тем более, игра стоит от двух с половиной до четырех тысяч рублей.

Однако, если я скачаю пиратку и игра мне понравится, то я буду рекомендовать ее своим знакомым, а может и сама куплю в знак благодарности разработчикам. И такое, кстати, было не раз. Например, FireWatch, который я рекомендовала в статье про неигры.

Изначально я играла в пиратку и только после прохождения купила лицензионную версию в стиме. Кстати, даже экономисты из университета Индианы согласны с тем, что видеопиратство максимизирует прибыль.

Далеко не у всех игр есть бесплатные демки, при том что современные цены, мягко говоря, кусаются. Видеопиратство же позволит вам пощупать игру, прежде чем платить за неё деньги. Кто-то скажет «ну есть же игровые обзоры», но обзоры очень часто оказываются проплаченными или непрофессиональными. Да и впринципе, то что нравится одним игрокам, другим может прийтись совсем не по вкусу. Так что пиратские версии вполне можно использовать как пробник. В любом случае, когда игра вам понравится, вы, если можете себе это позволить, купите её, чтобы иметь полную поддержку, самые свежи обновления и конечно ачивки. А если позволить себе вы этого не можете, то вы всё равно не купите игру.

Вот что по этому поводу говорил основатель Microsoft Билл Гейтс:

Каждый год в Китае продается около 3 млн. компьютеров, но люди не платят за программы. Но в один прекрасный день они, впрочем, будут. А пока они воруют, мы хотим, чтобы они воровали наше. Таким образом они вроде как «подсядут» на них, и в следующем десятилетии мы придумаем, как взять с них за это деньги.

Ещё одной причиной, по которой пиратство необходимо, является то, что многие игры попросту удаляют из магазинов и приобрести их легальным путем становится невозможно. Причиной тому и банкротство компаний и прекращение контракта с актерами и даже банально истекшие авторские права на музыку.

А ведь многие из этих игр являются без преуменьшения, наследием игровой истории — Silent Hill, Need for Speed, Black and White, Tony Hawk: pro skater, The Movies, Стратегии по властелину колец. Эти и многие другие игры в наше время невозможно купить легальным путем. Соответственно и ущерб издателю при скачивании пиратской копии игры не наносится, ведь купить игру нельзя, а значит денег издатель всё равно не получит.

С Black and White всё особо интересно. Есть издатель gog.com, который готов купить права и выпустить игру на электронный рынок, однако, спустя столько лет никто уже не знает кому принадлежат права на игру, ведь в определённый момент про нее попросту забыли и никаких документов о правообладании ни у кого не осталось. Таким образом шедевр, не имеющий аналогов, исчез с легального рынка.

Кроме того, пиратство позволяет сохранять многие игры оригинальными в их первозданном виде. Ярчайший пример — GTA 4.

В определённый момент у RockStar истекли права на многие музыкальные композиции в игре, по большей части те, что были на радио «Владивосток FM», а это русская музыка — Сплин, Ленинград, Глюкоза и многие другие.

Чтобы не удалять игру из магазина, RockStar просто заменили музыку, это, конечно, лучше, чем совсем удалить игру, но это серьезно ударило по атмосфере. Ведь основные события игры разворачиваются в русском квартале, многие персонажи — выходцы из России и восточной европы, а прототипом главного героя является актер Владимир Машков.

Музыкальное сопровождение из фильмов Бумер и Брат-2 заменили на бесплатные американские композиции. Теперь окунуться в оригинальную атмосферу можно только скачав пиратскую копию.

Согласитесь, вы бы не порадовались, если бы в вашем любимом фильме вдруг поменяли музыкальное сопровождение.

Естественно, GTA 4 не единственная игра, в которой со временем поменяли музыку, но замечу что GTA 4 выходила в период развитого интернета, когда пиратки уже качались бесплатно и почти никто на них не зарабатывал, что как не сохранение произведений искусства в первозданном виде можно считать благородной целью?

Если копнуть ещё глубже, то станет очевидно, что целые поколения программистов, сисадминов, дизайнеров, аниматоров, тестировщиков и даже специалистов по компьютерной безопасности, которые ныне работают в РКН, в нашей стране выросли на пиратском софте.

Если игры еще худо-бедно можно было себе позволить, то лицензионное ПО, по российским меркам, стоило просто баснословных денег, очень сомневаюсь, что в 2005 году кто-нибудь мог спустить две с половиной — три средних месячных зарплаты на покупку флеша или фотошопа.

Немалую роль в том, что современный российский рынок IT-услуг существует и существует весьма успешно, тоже сыграло пиратство, не говоря уже о его роли в общей компьютерной грамотности населения.

Многие известные разработчики и издатели не считают видеопиратство воровством и заявляют, что убытки от пиратов несут только фирмы, выпускающие некачественную продукцию.

Гейб Ньюэлл, владелец Steam, говорил:

О том, что русские пиратят все и вся вам говорят те же люди, которым надо шесть месяцев для перевода игры на русский язык, но пиратство перестает мешать, если вы вкладываете средства в улучшение качества ваших услуг. Лучший способ остановить пиратство — это вовсе не изощренные антипиратские технологии, это предоставление людям лучшего обслуживания, нежели они могут получить у пиратов.

Из его слов нетрудно сделать вывод, что пиратство лишь создает дополнительную конкурентную среду, что неминуемо приводит к повышению качества игровых сервисов и уровня поддержки видеоигр.

А создатель майнкрафта, Маркус Перссон, и вовсе считает, что если бы не пираты, его игра не имела бы такой ошеломительной популярности, он говорит о том, что пираты лишь помогают провести более обширное исследование интересов аудитории и доработать игру в соответствии с ними.

А еще, именно он привел классический пример, доказывающий что цифровое пиратство не является воровством:

Если вы воруете автомобиль, оригинал пропадает. Если же вы копируете игру, её копий просто становится больше в мире.

Таким образом от пиратства страдают, в первую очередь, разработчики некачественных игр и инди-игроделы, не имеющие возможности поддерживать свою игру. И если с первыми всё справедливо, то вторые же, зачастую, делают для развития игровой индустрии намного больше, чем крупные студии, прогибающиеся под издателей.

Поэтому я призываю покупать инди-игру, если она тебе нравится, а если такой возможности нет, то хотя бы рекомендовать ее своим знакомым, ведь именно инди-игроделы особо нуждаются в поддержке и заслуживают ее. Ну, а если ты хочешь поддержать мой канал, то подписывайся на Youtube-канал, там много интересного.

Какой же вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? Пиратство, в большинстве случаев, это не преступление, а ещё один фактор, создающий конкурентную рыночную среду. Те, кто понял и принял правила рынка получают солидный доход, а те, кто пытается бороться с естественным ходом событий лишь тратят на это деньги, которые можно было бы вложить в улучшение собственной продукции или изменение рынка.

Так, например, глава Роскомнадзора Александр Жаров, считает, что именно средства, вложенные в борьбу с пиратством повышают продажи лицензионной продукции:

Борьба с интернет-пиратством в России приносит свои плоды. Общая выручка рынка легальных видеосервисов в нашей стране в 2018 году достигла 25 миллиардов рублей. Это стало результатом усложнения доступа к пиратским сайтам, повышения качества услуг легальных онлайн-кинотеатров и активности правообладателей.

Но вот стоит мне вбить в google название любого фильма, который вышел на DVD с припиской «смотреть онлайн», как я вижу целую страницу ссылок, по которым можно посмотреть бесплатную пиратскую копию фильма.

Из чего я делаю вывод, что подобные успехи приносит грамотная маркетинговая политика видеосервисов и повышение качества их услуг, ещё может быть развитие интернета и повышение уровня жизни, но уж точно не меры по борьбе с пиратством. Пиратская продукция как была, так и остаётся доступной для всех желающих.

Борьба с пиратством может привести лишь к тому, что интернет-сообщество лишится единственной возможности доставать старые и редкие материалы, в том числе образовательного характера, которые легально попросту не приобрести, и речь тут не только об играх. А ещё, к тому, что издатели начнут бессовестно взвинчивать цены на игры. Посудите сами, недавно вышла The Outer Worlds, игра не имела защиты, то есть пиратская копия появилась сразу же вместе с релизом.

При этом стоимость игры всё равно две тысячи рублей, не так уж мало. Уверяю вас, если пиратство было бы такой уж большой проблемой, то ценник был бы, как минимум, в два раза ниже и у игры была бы хоть какая-то защита. А если бы пиратства не было вообще, то ценник бы был минимум в 2 раза выше.

Издатели часто обвиняют пиратов в потерянных продажах. Логика обычно такова — если игру или фильм скачали 100 раз, то его не купили 100 раз. С требованием возместить стоимость всех нелегально скачанных копий они обращаются в суд. Но на эту тему есть интересное наблюдение.

У нас довольно большое сообщество в discord, и я заметила, что когда вышел PUBG — игра не имеющая пиратской версии, его купили только те, кто и так покупает игры, а те кто качают пиратки в него попросту не стали играть. Спустя время разработчики и сами сделали бесплатную версию, в которой чуть меньше плюшек, чем в платной. Петер Сунде — один из основателей The Pirate Bay и фигурант множества судебных исков, провел оригинальный эксперимент на эту тему.

Сунде изготовил машину, задача которой состоит в том, чтобы каждую секунду делать сто копий одной известной музыкальной композиции. Тем самым, согласно логике сторонников копирайта, принося компании-правообладателю ежедневный финансовый ущерб в размере десяти миллионов долларов.

Казалось бы, при таких убытках правоторговец должен разориться, однако на деле он даже не знал о том, что несёт многомиллионные убытки. Данный эксперимент позволил Петеру выиграть некоторые эпизоды судебных дел. А вышеупомянутый Нотч сказал по этому поводу, что если уж приписывать потерянные продажи пиратам, то нужно судить и блогеров, делающих отрицательные обзоры.

Ах, да, в нашей стране это уже пробовали делать, но вовремя опомнились под давлением общественности.