Общество

Какова вторая главная беда Крыма

4 1640

Дороги — это бич божий для России. И нет, дело не в том, что русские не умеют делать дороги. Да и при чем тут вообще русские, когда дороги у нас строят айвазовские?

Едем по самому популярному в холодной северной стране направлению Москва — Воронеж — Краснодар — Керчь. Где-то до Воронежа и чуть дальше местами есть хорошая дорога. Хорошая, но платная. Есть бесплатная, но очень плохая.

Конечно, все познается в сравнении, не спорю. Если сравнивать, скажем, с 1999—2001 годами, когда дороги все без исключения были так себе, за каждым кустом и ремонтом стоял гаишник или бандит, то мы прям вот шагнули в светлое будущее.

Но почему же принцип не изменился? Почему человек, который в нашей стране едет по дороге, со стороны выглядит как дойная корова с пухлыми титьками? Мол, раз едешь, смерд, — значит, должен. А кому — ну какая разница? Вчера гаишнику и бандиту, сегодня владельцу дороги и камерам контроля твоего кошелька.

Я не то чтобы противник платных дорог. Нет. Наверное, хорошие платные дороги с ограничением 180/140 нужны. Но, во-первых, они должны стоить соизмеримо, во-вторых, рядом с ними должны проходить хорошие бесплатные с ограничением 110/90. Чтобы человек платил за скорость и повышенный комфорт.

Но это не наши методы! Мы берем плату не за повышенный комфорт, а за отсутствие повышенного дискомфорта. Верно? Вовсе не верно. Заплатил, едешь по платной дороге с ограничением 110 (если повезет) — и посреди долбаный пешеходный переход и знак «50». И таких переходов и знаков через федеральную магистраль 100500. Чтобы ты, падла, хотя бы на 10-й раз это дерьмо не заметил и влетел под камеру хотя бы на тысчонку.

Это что за платная дорога такая с ловушками и прибаутками? За что же вы, ироды, изгаляетесь над нами. И так половина мужиков до пенсии не доживает.

Какая же это платная магистраль, и вообще какая это магистраль, если через нее мост или тоннель для пешеходов нельзя перекинуть?

Но и это еще полбеды. Беда дальше. За Краснодаром. Сам Краснодар по виду явно дорогонедостаточен. Но самая маковка начинается, когда едешь на Крымский мост. На этот прекрасный шедевр торжества цивилизации по слегка завышенной цене. На него нет дороги. Есть старые советские полупроселки с городами и ограничениями 40/20 и камерами на каждом шагу. И так, мать его, 300 километров.

Возникает вопрос: вы когда мост придумали, про дорогу от Краснодара почему не подумали? Нельзя было Ротенбергу выдать еще под сотню ярдов, чтобы он там человеческую магистраль построил?

Дело даже не в том, что эта дорога нужна туристам и Крыму. Она уже лет как 50 нужна там всему региону. Нет там нормальных дорог. Нет дорог — нет развития.

Но мы как-то околицей прокрались до Крымского моста. Въехали и блаженствуем, ай, думаем, спасибо!

А после моста уже четыре года строят «Тавриду». Четыре! И не ввели в строй ни одного полноценного участка. Пол-Крыма перекопали, забили болт на все остальные крымские дороги и героически затеяли суперпупердолгострой.

Понятное дело, «Тавриду» в Крыму ой как ждут. Это дело большое. Но почти пять лет же уже прошло. За это время можно было заново Крым отстроить при должном желании. Пролетариям как-то удавалось стройки века за три года заканчивать. А с тех пор еще век почти минул.

Ну ладно, объехали «Тавриду» по обочине, помечтали о будущем и приехали в Симферополь, от которого уже к морям. А там…

А тут в Симферополе дорог тоже нет. Ну то есть как нет. Местные старожилы говорят, что при Украине совсем не было, а сейчас чуть-чуть есть. И все же.

Даже не на всех центральных улицах города лежит условно пригодный для поездок асфальт. Кольцо, которое грозятся замкнуть когда-нибудь в будущем, тоже строится со скоростью умирающей черепахи. А пока фуры крутятся себе по серпантину мимо частных домов.

Ремонт дорог в городе делают по-собянински. С замуровыванием ливневой канализации. А на периферийно-уличной дорожной сети в 70% случаев нет асфальта, максимум советская подушка осталась. Кое-где зубами за щебень цепляется крепкий положенный по ГОСТам советский асфальт. Надо полагать, в 1991 году Крым был асфальтирован заметно лучше и тщательней, чем сейчас. То и дело попадаются убитые и еще дышащие где-то остовы былого дорожного величия. Но отъехать от любой главной дороги всего на 3—5 км — и всё. Баста. Нет твердого покрытия. Нет и, судя по всему, не будет.

Тут вот решили подключить к дорожной сети район Каменки, делают там полгода дорогу — целый подвиг. Короче, нет дорог. Ни больших ни маленьких. Ни быстрых ни медленных.

Симферополь — это бездорожье. И это так стыдно. Такая большая сильная страна, позволяющая себе разработку ракет на гиперзвуке и прощение долгов на миллиарды, не может себе позволить в одном отдельно взятом очень важном регионе привести за пять долбаных лет в порядок дорожно-транспортную сеть нескольких городов и пригородов.

В заключение своего опуса хочу отметить, что могу потерпеть разного рода «распил» и разгильдяйство со стороны местных и федеральных властей, но совершенно не понимаю, почему нельзя привести в порядок одну-единственную нужную для всех отрасль хозяйства — отрасль дорожного хозяйства. 

Почему за четыре года с момента воссоединения Крым до сих пор даже близко не похож на лоснящуюся вывеску «Русского мира», а похож на самые депрессивные регионы с беспросветной коррупцией, безыдейностью и бездорожьем.