Военное дело Технологии

Какую подводную лодку выберет Польша

0 3307

Польша в очередной раз заявила о запуске программы Orka по строительству новых подводных лодок для Военно-морских сил. Об этом на заседании правительства в сентябре заявлял Дональд Францишек Туск. В октябре на выставке BaltExpo 2025 в очередной раз активизировались потенциальные продавцы со своими предложениями. По словам польского премьер-министра, выбор партнёра должен завершиться до конца 2025 года. Впрочем, осталось ещё немного подождать — и можно будет праздновать 30-летний юбилей данных замыслов.

В сентябре 1997 года, то есть до вступления в НАТО, в план модернизации Вооружённых сил Польши на 1998–2012 годы включена программа OPNT (okrętu podwodnego nowego typu), предусматривавшая поступление в состав ВМС (Polska Marynarka Wojenna, PMW) нового типа подводной лодки. Спустя пять лет программа переименована в Orka. В 2013 году предусматривалось подписание контракта с целью приобретения трёх подводных лодок. Однако воз и ныне там, а вот боеспособные субмарины кончились.

Как же PMW доплыла до такой жизни? Что будет дальше?

Геополитические игры

Нынешняя геополитическая ситуация на Балтике уже давно не такая, как во времена царской России, когда Финляндия, Польша и Прибалтика входили в состав Российской империи. И не такая, что была в период победы социализма, когда странам НАТО не было в ней места. Альянс пополнился и постоянно отрабатывает сценарии противостояния с Москвой. Ежегодно проводятся учения и операции типа Baltops, Merlin, Northern Coasts, Quadriga и Baltic Sentry. Происходит подготовка штабов.

В 2023 году в ходе учения Northern Coasts командование силами в Балтийском море впервые осуществлялось из нового немецкого центра управления DEU MARFOR в Ростоке. На следующий год поляки начали проходить стажировку там. По данным Центра морских операций, как пишет польская Rzeczpospolita, вместе со шведскими и немецкими моряками из DEU MARFOR в течение следующих четырёх лет они будут командовать союзными военно-морским учениями и операциями на Балтике. В это время в Польше будет создан POL MARFOR, который возьмёт на себя командование союзниками в конце 2028 года. Похоже, шведы будут следующими.

То есть вырисовывается некая последовательность подготовки штабов трёх наиболее сильных флотов НАТО на Балтике. Финляндия, Эстония, Литва, Латвия и Дания в этом контексте не просматриваются, кроме скромного участия. А ведь Polska Marynarka Wojenna тоже не особо отличаются на море своими мускулами:

  • подводные лодки закончились;
  • бывшим в употреблении двум американским фрегатам типа Oliver Hazard Perry исполнилось 45 лет;
  • из двух корветов отличается свежестью только Slązak, введённый в боевой состав в 2016 году (строился 15 лет);
  • трём ракетным катерам уже за 30 лет.

Есть ещё тральщик Kormoran, принятый от собственной промышленности в 2017 году. Остальное можно и не считать. Как же тогда командовать другими, если у самих ничего нет?

Впрочем, есть план, согласно которому поляки хотят иметь «маленький, но очень хороший флот», включающий подводные лодки, фрегаты, корветы и патрульные катера — по три единицы каждого класса. Из этого громадья уже началось строительство трёх надводных кораблей по программе Miecznik.

Многоцелевой фрегат типа Miecznik. © naval-technology.com

После многолетних поисков контракт на их проектирование и строительство заключён в июле 2021 года с консорциумом Polska Grupa Zbrojeniowa (PGZ) — Miecznik. Подрядчиком по проектированию стала британская оборонная компания Babcock International. За основу принят фрегат «Тип 31». В октябре 2023 года поляки получили документацию и лицензию на строительство, технологии для развития национальной кораблестроительной отрасли. Подрядчиками по системам вооружения стали канадская OSI Maritime Systems (навигация), французские Thales (управление оружием) и MBDA (ПВО), другие компании. Ожидается, что корабли поступят в ВМС Польши в 2029–2032 годах.

Что касается строительства надводных кораблей, то у поляков имеются такие компетенции. В эпоху социализма на их верфях создавались большие десантные корабли проекта 775 для СССР, которые и сейчас находятся в боевом составе ВМФ России.

Для фрегата Miecznik в прошлом году построен новый стапельный цех в Гдыне. Тем самым получена локализация производства на своей территории. А вот подводных лодок поляки никогда не строили, хотя эксплуатировали с 1931 года.

Что было, то было…

История польского подплава началась после обретения страной независимости в 1918 году. Первенцами стали субмарины Wilk (1931 год), Żbik (1931 год) и Ryś (1932 год), построенные в 1920-х — 1930-х годах на верфях Франции за счёт предоставленного кредита. Ещё две (Orzeł и Sęp) успели построить на голландской верфи De Schelde в Роттердаме в первой половине 1939 года.

Начало Второй мировой войны для этой пятёрки сложилось неудачно. Германский блицкриг привёл к тому, что стало некуда возвращаться с назначенных в море позиций. Поэтому Żbik, Ryś и Sęp ушли в Швецию, где были интернированы до конца войны. Двум подводным лодкам удалось уйти в Великобританию, но их дальнейшая служба оказалась непродолжительной. Orzeł совершила восемь походов и потопила один транспорт, прежде чем пропала без вести в Северном море в июне 1940 года. Wilk до 1941 года выполнила девять безуспешных патрулирований из британских баз, после чего признана непригодной для дальнейшей эксплуатации.

Более успешно действовали три подводные лодки, переданные Лондоном и Вашингтоном. Sokół и Dzik приняли участие в морских боях на Средиземном море, после чего вернулись под британский флаг. Jastrząb патрулировала воды Северной Атлантики. При сопровождении конвоя PQ-15 в Мурманск в мае 1942 года получила сильные повреждения от дружеского огня британских кораблей и затоплена экипажем ввиду невозможности спасти корабль.

После окончания Второй мировой войны Żbik, Ryś и Sęp возвращены Швецией в состав польских ВМС. Первые две лодки прослужили до 1956 года, третья — до 1969 года.

На смену им пришли подводные лодки из Советского Союза. С 1954 по 1988 год Польше досталось 13 боевых единиц, в том числе одна новейшая по тому времени лодка проекта 877Э «Варшавянка» (1986 год). Все они получили польские имена. При этом четыре подлодки стали преемницами имён подводных лодок времён Второй мировой войны: Wilk (советская Б-98 пр. 641), Orzeł (С-265 пр. 613, затем Б-351 пр. 877Э), Sokół (С-278 пр. 613) и Dzik (Б-29 пр. 641).

Изменение численного состава подводных сил ВМС Польши по годам. © Инфографика автора

При этом осуществлялась техническая поддержка в части эксплуатации субмарин, пока не распался СССР, а за ним и весь соцлагерь вместе с Варшавским договором. С вступлением страны в НАТО ни о какой поддержке речи уже быть не могло.

Отсюда и возникла программа OPNT, а затем и Orka. Однако в начале нулевых годов поляки безвозмездно получили пять норвежских Kobben, одна из которых предназначалась на запчасти. Это модернизированная версия немецких подводных лодок «Тип 205» и «Тип 207», построенная на верфях Nordseeverke с 1961 по 1967 год. Несмотря на значительный для XXI века возраст (видимо, норвежцам было выгоднее их отдать, чем самостоятельно утилизировать), на них совершались рейды вплоть до Средиземного моря.

Таким образом, полякам удалось сохранять школу подводного плавания на протяжении 90 лет. Но ничто не вечно под луной, и в 2021 году Polska Marynarka Wojenna остались без подводных сил. А что же дальше?

Что будет, если будет…

Поиски партнёров идут более десяти лет. Велись переговоры с французской Naval Group, немецкой Thyssen Krupp Marine Systems (TKMS), шведской Saab Kockums, испанской Navantia, итальянской Fincantieri, южнокорейскими Hanwha Ocean и Hyundai Heavy Industries.

Как утверждает издание Defense News, относительно недавно в данный список попала уже упоминавшаяся британская Babcock International, никогда ранее не занимавшаяся непосредственно проектированием и строительством потаённых судов и надводных кораблей. Компания оказывала посреднические услуги. Кроме фрегата Miecznik, она засветилась в сотрудничестве с корейской Hyundai Heavy Industries по разработке системы управления и хранения оружия для подводной лодки HDS-2300. Последними дизельными подводными лодками, которые построила Великобритания, стали Upholder (четыре единицы в 1987–1993 годах). Строили для себя, но впоследствии отказались от них в пользу атомных. А эти продали Канаде.

Так что же хотят поляки и какие предложения есть на рынке? Из многочисленных заявлений официальных лиц выделяются следующие требования:

  • возможность длительного и скрытного нахождения в подводном положении, что обеспечивается воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ);
  • наличие в боекомплекте крылатых ракет, способных поражать цели в глубине территории агрессора;
  • выбранный иностранный поставщик должен передать необходимые технологии для развития внутренних возможностей по техническому обслуживанию и ремонту в сотрудничестве с судостроительной верфью PGZ (той самой, которая строит новый фрегат);
  • предоставление временной подводной лодки для подготовки польских экипажей.

Бесспорным лидером в экспорте подводных лодок является ФРГ с проектами 209, 212А, 212CD, 214 и 218, о чём «Ридус» рассказывал в 2024 году. Плюсом является географическое положение двух балтийских стран-соседей, что наверняка уменьшит затраты на логистику. Характерно, что Германия не только продаёт готовую продукцию и технологии, но и эксплуатирует такие корабли. Именно за счёт немецкого опыта появились компетенции современного подводного кораблестроения у Италии (Fincantieri с проектом 212NFS — вариация немецкого проекта 212A) и Республики Кореи (проекты 209/1200 и 214 — в РК соответственно KSS-I и KSS-II).

Сегодня корейцы предлагают полякам свой продукт в виде KSS-III Batch II от Hanwha Ocean и уже упомянутую HDS-2300. На состоявшейся в начале октября выставке BaltExpo 2025 в Гданьске Hanwha Ocean объявила о готовности предоставить в качестве временной подмены одну из своих субмарин типа 209 (построено 12 единиц по немецкой лицензии), находящуюся на вооружении ВМС Республики Кореи. Одна из них планируется к выводу из боевого состава в конце 2025 года. Корабль пройдёт капитальный ремонт с модернизацией в течение 12 месяцев и будет готов к передаче ВМС Польши в 2027 году.

Как заявил менеджер зарубежного отдела Hanwha Ocean Хёнрок Пак в интервью изданию Defense News, подготовлены предложения, которые включают передачу технологий и сотрудничество с PGZ и верфью Nauta для создания стопроцентно местного независимого предприятия по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации субмарин.

Заходит речь о долгосрочном сотрудничестве между корейскими и польскими промышленными предприятиями, включении польских субподрядчиков в цепочку поставок и передаче самых передовых технологий и ноу-хау в области строительства и обслуживания подводных лодок. Об этом сообщает Naval News.

Предложение Южной Кореи включает в себя передачу Польше корвета Pohang в качестве подарка от правительства. Очевидно, что это бонус за удалённость и попытку проникнуть на элитный европейский рынок подводных технологий.

Корейцы строят свои потаённые корабли довольно быстро. Головная KSS-III Batch II SS-087 Jang Yeong-sil заложена в марте 2023 года, а спущена на воду 22 октября 2025 года. Принятие в боевой состав ожидается в 2026 году.

Церемония спуска на воду SS-087 Jang Yeong-sil на верфи Hanwha в Кодже-си, Кёнсан. © Republic of Korea Navy

Франция отказалась от дизельных подводных лодок для ВМС в 1976 году, но сохранила данный сектор подводного кораблестроения для поставок на экспорт. В настоящее время Naval Group относительно успешно продвигает подводные лодки Scorpène, эксплуатирующиеся в Индии, Бразилии, Чили, Малайзии и Индонезии. При этом в 2024 году Королевские ВМС Нидерландов выбрали Naval Group для строительства четырёх дизель-электрических подводных лодок класса Barracuda. Предполагается, что первые две единицы будут введены в эксплуатацию с 2034 по 2037 год. Это тот самый продукт, который с треском провалился в Австралии под давлением США и Великобритании в пользу программы AUKUS.

Станет ли Франция партнёром для Польши — вопрос риторический, поскольку не только контрактными провалами славен Елисейский дворец. Позор с проектом Mistral тоже находится в этой корзине. Не редкость и политические скандалы между Парижем и Варшавой.

Аналогичный вопрос, но по другим причинам, можно задать и в отношении шведских субмарин класса А26. Во-первых, строительство головной лодки ведётся более десяти лет, а срок сдачи периодически переносится. Во-вторых, Польша вела переговоры об аренде или покупке двух бывших в употреблении подлодок класса А17, но безуспешно.

Что касается испанской Navantia со скандальным проектом S-80, то головная S-81 Isaac Peral принята в боевой состав два года назад, спустя 16 лет после закладки. Срок строительства серийных кораблей аналогичен. Первый скандал разразился после неудавшегося совместного франко-испанского проекта Scorpène, когда Мадрид отказался от него в пользу своего варианта и был обвинён в краже технологий. Второй инцидент стал внутренним, когда выяснилось, что S-81 спроектирована с ошибкой в развесовке на 100 тонн. Нужен ли Польше такой долгострой с проблемами, большой вопрос. Итальянский проект подводной лодки ближайшего будущего 212NFS (Near Future Submarine), заложенной три года назад, тоже вряд ли заинтересует, поскольку имеется достаточно предложений из настоящего.

Применительно к требованиям об оснащении ВНЭУ и крылатыми ракетами особых проблем не просматривается. За деньги польских налогоплательщиков можно реализовать любой каприз. Современные ВНЭУ интегрируются во все предлагаемые проекты, а корейцы и шведы могут предложить эксклюзив с размещением крылатых ракет собственного производства в вертикальных пусковых установках. У остальных потенциальных партнёров они хранятся пока вместе с торпедным боезапасом и выстреливаются из торпедных аппаратов, что тоже не так плохо для Балтики.

В то же время известно, что ВМС Польши эксплуатируют норвежские противокорабельные крылатые ракеты Kongsberg NSM Block I в двух береговых дивизионах и собираются получить ещё четыре с ПКР последней версии Block IA. Такие же ракеты предусматривается установить на фрегаты типа Miecznik. Норвежцам удалось продвинуть свою разработку в 15 стран, включая США, Великобританию и Германию. Они успешно идут на замену американских ракет Harpoon и даже замечены на эсминцах Arleigh Burke. В 2016 году заявлено об их способности поражать береговые объекты, а на выставке MSPO 2017 представлен вариант NSM-SL для вооружения подводных лодок. Рекламируемая дальность — более 300 километров.

Ждать выбора партнёра для проекта Orka осталось недолго, если поляки снова не передумают. И тогда с началом 2030-х годов мы получим очередную головную боль в виде необходимости противостояния обновлённым Военно-морским силам балтийских стран НАТО с крылатыми ракетами. Благо, что это будут не «Томагавки».