Если 68-й Каннский кинофестиваль и преподнёс сюрпризы, то уж точно не с «Золотой пальмовой ветвью». Ещё только объявили конкурсную программу, а уже было очевидно, что француз Жак Одиар — № 1 в списке потенциальных фаворитов. Это режиссёр из того же круга, что и победители прошлых лет, Ханеке, Кешиш и Джейлан: было совершенно очевидно, что рано или поздно он — как и они — должен будет забрать в Каннах золото, не с этой картиной, так со следующей. Гран-При жюри у него уже было — за «Пророка» в 2009-м; нынче режиссёр вспоминает тогдашний «проигрыш» не без улыбки, благодаря со сцены того же Михаэля Ханеке (первенствовавшего в тот раз) «за то, что он ничего не снял в этом году». «Пророк», как и «Моё сердце биться перестало», принёс Одиару и главных «Сезаров»: оба раза за сценарий, режиссуру и непосредственно за лучший фильм года. Всего у него девять высших французских кинонаград — на родине и вообще в Европе он давно уже признанный классик. Недавно ему исполнилось 63 — самое время закрепить репутацию самым важным призом в карьере.
Кадр из фильма «Дипан»
«Дипан» — рассказ о человеке, бегущем из Шри-Ланки в Париж: в вынужденную ссылку его, участника повстанческого движения, гонит обострившаяся политическая ситуация. С собой он берёт незнакомую женщину с дочкой — в надежде, что вместе с «семьёй» будет проще устроиться на новом месте. Однако Франция встречает беженцев без ожидаемого энтузиазма — и начать новую жизнь оказывается куда сложнее, чем думалось…
Кадр из фильма «Сын Саула»
Любопытно, что если Одиар изначально занимал в наших прогнозах верхнюю строчку, то нынешнее Гран-при, вторую по значимости награду фестиваля, получил режиссёр с самого последнего места: дебютант Ласло Немеш, автор ленты «Сын Саула», с которой Венгрия заметно укрепляет свои позиции на карте авторского кинематографа. Исправляя свою предыдущую «ошибку», уже сейчас можно спокойно прогнозировать для фильма по меньшей мере номинацию на «Оскар»: оказалось, что он про Холокост. Герой картины — узник фашистского концлагеря, стремящийся любым путём похоронить тело своего сына в земле, а не дать ему пропасть бесследно пеплом в крематории… «Мы хотели рассказать новому поколению об уничтожении евреев в Европе», — сказал молодой режиссёр, так неожиданно, на всех порах, из ассистентов прославленного Белы Тарра перебравшийся — нет, ворвавшийся! — в Высшую Лигу. Работу дебютанта по достоинству оценили и критики, также вручившие ему свой приз ФИПРЕССИ.
Кадр из фильма «Убийца»
Третья награда в фестивальном регламенте — премия за лучшую режиссуру. Она досталась китайскому мэтру Хоу Сяосяню, который участвовал в каннском конкурсе вот уже в седьмой раз — нынче с «Убийцей» (Тайвань — Китай — Гонконг — Франция). В основе фильма — сюжет из девятого века: перед героиней, мастерски владеющей боевыми искусствами, стоит выбор: выполнить приказ и убить небезразличного ей бунтовщика — или сохранить тому жизнь, пойдя против своей наставницы. Притом что по многим раскладам это лента с восточными единоборствами, режиссёр всячески сторонился принятых в данном жанре канонов, предпочитая демонстрировать не физические способности, а внутренний мир своих персонажей.
Кадр из фильма «Закон рынка»
Ещё две награды ушли представителям французского кино в актёрских категориях. Приз за лучшую мужскую роль получил Венсан Линдон, сыгравший в остросоциальной драме Стефана Бризе «Закон рынка». Его герой после затянувшегося простоя находит новую работу — охранником в большом супермаркете. Поначалу кажется, что место это спокойное, непыльное — но на поверку выходит, что всё далеко не так просто… Для максимального приближения к реальности Бризе окружил известного артиста непрофессионалами, которые и в жизни работают именно теми, кем показаны в фильме. Для Линдона, за последние двадцать лет получившего пять номинаций на «Сезара», это был несомненный вызов — который он принял и выдержал.
Кадр из фильма «Мой король»
Женский приз жюри разделило на две части. Эмманюэль Берко, открывавшая Каннский фестиваль как режиссёр со своей картиной «С высоко поднятой головой» (за эти дни успевшей получить новое русскоязычное название — «Молодая кровь»), на церемонии закрытия была премирована уже как актриса — за роль в фильме Майвенн «Мой король». Последнего — короля — играет Венсан Кассель: его никак не может выкинуть из головы Тони, попавшая в больницу после неудачного спуска на лыжах. Полностью обездвиженная, сейчас она находится в полной зависимости от медперсонала — вспоминая при этом, как ещё недавно её почти точно также приковал к себе мужчина, недостойный, похоже, столь сильной с её стороны привязанности…
Кадр из фильма «Кэрол»
Аналогичной наградой была отмечена и Руни Мара, получившая отличный подарок на отмеченное в апреле 30-летие. Ещё недавно известная только как «Девушка с татуировкой дракона», нынче Мара вышла на совершенно новый уровень — сыграв в любовной драме Тодда Хейнса «Кэрол» (США — Великобритания), экранизации второго романа Патриции Хайсмит «Цена соли». Но Мара играет не саму Кэрол, а Терезу, продавщицу, в которую влюбляется покупательница (к слову, если и были на этот счёт какие прогнозы, то в пользу Кейт Бланшетт, исполнившей заглавную роль). Ситуация осложняется тем, что на дворе — не нынешняя вседозволенность, а пятидесятые годы прошлого века, когда подобная любовь была запретной в прямом смысле этого слова…
Кадр из фильма «Лобстер»
Приза жюри был удостоен «Лобстер» (Ирландия — Великобритания — Франция — Греция — Нидерланды), англоязычный дебют греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, шесть лет назад прославившегося с картиной «Клык», а затем укрепившего свои позиции «Альпами». Его новая работа столь же неординарна и сюрреалистична, как и предыдущие: здесь рассказывается о том будущем, где каждый член общества обязан иметь себе пару. Холостяков отлавливают и принуждают к браку, но если найти свою «половинку» не получается — обращают в животных. Как говорит сам автор «Лобстера», «это нестандартная история любви о пугающих последствиях одиночества, страха перед смертью и страха жить с другим человеческим существом». Играют в этом фильме такие звёзды как Колин Фаррелл, Рейчел Вайс, Леа Сейду, Бен Уишоу и Джон Си Райли.
Кадр из фильма «Хроник»
Последняя из наград, присуждённых большим жюри, которое возглавляли легендарные братья Коэны, — премия за лучший сценарий. Она досталась мексиканцу Мишелю Франко за его ленту «Хроник», повествующую о медбрате из хосписа, который самоотверженно готов ухаживать за умирающими, но не находит сил для того, чтобы восстановить разрушенные отношения с собственными родителями. Центральную роль в картине играет Тим Рот; примечательно, что именно он три года назад вручал Франко главный приз «Особого взгляда» за школьную драму «После Люсии», тогда же — в виде поощрительного бонуса — пообещав сняться в следующем фильме талантливого победителя; и вот — обещание выполнено.
Фотоколл победителей 68-го Каннского кинофестиваля
В этом году жюри «Особого взгляда» заседало под председательством Изабеллы Росселлини — не просто известной актрисы, но и дочери Ингрид Бергман, чей портрет украшал официальный плакат фестиваля. Вместе со своими коллегами она присудила победу фильму Гримура Хаконарсона «Овцы» (Исландия). Его герои — два брата, которые уже сорок лет не разговаривают друг с другом, но в силу обстоятельств вынуждены забыть о давней ссоре (завязка сюжета, кстати, напоминает об украинской картине «Братья. Последняя исповедь» из конкурса ММКФ прошлого года).
Кадр из фильма «Овцы»
Вторую по значимости премию «Особого взгляда» получил «Зенит» Далибора Матанича (Хорватия — Сербия — Словения), действие которого охватывает последнюю четверть века и разворачивается на Балканах, где любовь между отдельными людьми неизменно оказывается под прицелом политических противоречий. Приз за лучшую режиссуру параллельного конкурса достался Киёси Куросаве, поставившему фильм о человеке, погибшем три года назад, но вернувшемся за своей любимой, дабы отправиться вместе с нею в «Путешествие к берегу» (Япония — Франция). Также в этой программе были отмечены ленты «Сокровище» Корнелиу Порумбойю (Румыния — Франция) — о поисках зарытого где-то в саду клада, «Нахид» Иды Панахандех (Иран) — о разведённой женщине, для которой новый брак будет означать неизбежную потерю десятилетнего сына, и «Улетай один» Нееража Гайвана (Индия — Франция) — о разрыве современного общества с вековыми традициями. Последняя из этих лент была отмечена и призом ФИПРЕССИ.
Кадр из фильма «Земля и тень»
Свою третью награду жюри кинокритиков присудило «Паулине» Сантьяго Митре (Аргентина — Бразилия — Франция) — фильм рассказывает о женщине, отказавшейся от адвокатской карьеры и ставшей учительницей в неблагополучном районе. Эта драма получила также Гран-При своей программы «Неделя критики». Два других приза этого конкурса достались картине «Земля и тень» (Колумбия — Франция — Недерланды — Чили — Бразилия), постаревший герой которой возвращается к своей семье после семнадцати лет отсутствия, чтобы проститься с тяжело больным сыном. Режиссёр ленты Сезар Аугусто Асеведо на церемонии закрытия фестиваля также получил «Золотую камеру» — награду за лучшую дебютную работу, показанную в эти дни в Каннах.
«Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм увёз с собой Элай Дагер, поставивший анимационную ленту «Волны'98» (Ливан — Катар). Его герой — Омар из пригорода Бейрута, решивший попытать счастья непосредственно в городе, но быстро пришедший к пониманию того, что и здесь он никому не нужен… Как мы уже сообщали ранее, в ещё одной программе короткого метра — «Cinefondation», где соревновались студенческие работы — бронзовая награда досталась россиянке Марии Гуськовой за «Возвращение Эркина».
Кадр из фильма «Моя мать»
Из призов, которым обычно придаётся значение, осталось упомянуть решение экуменического (христианского) жюри, выделившего Нанни Моретти с драмой «Моя мать», в основе которой — личный опыт итальянского мастера. В фильме, как и в жизни, знаменитый режиссёр (Маргерита Бай) разрывается между очередными съёмками и больницей, где лежит её умирающая мать… Новые картины Гаса Ван Сента, Паоло Соррентино, Цзя Чжанкэ, Маттео Гарроне, Дени Вильнёва и других участников большого конкурса никаких «веточек» не получили.
Кроме того на 68-м Каннском кинофестивале была вручена почётная «Золотая пальмовая ветвь», обладателями которой ранее становились Ингмар Бергман, Вуди Аллен, Мануэл де Оливейра, Клинт Иствуд и Бернардо Бертолуччи. Продолжила этот список великих француженка Аньес Варда, за свою долгую творческую жизнь поставившая такие фильмы как «Клео от 5 до 7», «Без крыши, вне закона», «Сто и одна ночь Симона». Полгода назад аналогичный приз за вклад в кинематограф режиссёру присудила и Европейская киноакадемия.
Лучшие моменты 68-го Каннского кинофестиваля