Кино

Каннский кинофестиваль: лучшее кино, лучшие звёзды

2 878

Во Франции продолжается самый престижный международный кинофестиваль – Каннский. Уже показаны новые работы братьев Коэнов, Франсуа Озона, Софии Копполы. Наблюдатели делают ставки на фильм Цзя Чжанкэ, а Россия – на трагикомедию Таисии Игуменцевой «Отдать концы», представленную на фестивальном спецпоказе.

Израэль Бруссар, Кэти Чанг, Таисса Фармига, Клер Элис Жюльен и Эмма Уотсон из фильма "Элитное общество" на Каннском кинофестивале. © Regis Duvignau/Reuters

Одним из первых фильмов фестиваля стало «Элитное общество» Софии Копполы. Картина, основанная на реальных событиях, рассказывает о подростках, забавы ради проникающих в дома звёзд и уносящих оттуда себе что-нибудь «на память». Многие даже решили, что совпавшее по времени с показом ленты ограбление в каннском отеле есть ни что иное, что ловкий пиар ход: уж больно любопытны совпадения. Но обладательница «Золотого льва» уверена, что подобная история не могла произойти нигде, кроме Лос-Анджелеса: просто «эти дети жили совсем рядом со звёздами». «Я изменила имена персонажей, чтобы эти молодые люди не стали ещё более известны, - сказала София Коппола на пресс-конференции. - Я с ними встречалась, мне было очень интересно узнать все детали их приключений. Среди них была одна девушка, которая хотела любой ценой увидеть собачку Пэрис Хилтон. Такое невозможно придумать!»

Эмма Уотсон на Каннском кинофестивале. Коллаж Ridus.ru. © Yves Herman/Reuters

Впрочем, София Коппола – это авторитет разве что для фестивалей. Широкая же публика ждёт «Элитное общество» по единственной причине: там играет Эмма Уотсон. Та, которую весь мир запомнил как Гермиону Грейнджер, прекрасно понимает, что фильмы о Гарри Поттере по-прежнему живут в сердцах людей. Но сейчас ей нравится играть новых – и очень разных – персонажей. «Мне очень повезло», - считает она. Покорять со своей новой ролью российский прокат мисс Уотсон, кстати, намерена уже в конце июня.

Марина Вакт и Франсуа Озон на Каннском кинофестивале. © Yves Herman/Reuters

Марина Вакт и Фантен Рава на Каннском кинофестивале. © Regis Duvignau/Reuters

Чуть позже, в августе, до нас дойдёт новая работа Франсуа Озона «Всего 17», которую критики уже окрестили современной «Дневной красавицей» - вспоминая о шедевре Луиса Бунюэля с Катрин Денев в главной роли. Общий сюжетный мотив и правда налицо: главная героиня начинает заниматься проституцией не от горькой жизни, а исключительно ради своего удовольствия. Но как и Бунюэля, Озона интересует отнюдь не «клубничка», а гораздо более серьёзные вопросы, один из которых связан с тяготами взросления. «Юность часто идеализируется в кино, невероятно возвышается режиссёрами, - говорит постановщик знаменитых «8 женщин». - У меня сохранились довольно болезненные и сложные воспоминания о моей юности. Мне хотелось подойти к этой теме на расстоянии, чтобы посмотреть на неё с другой стороны». Главную роль в фильме сыграла обворожительная модель Марина Вакт. «Я видел в её глазах внутренний мир, загадку, и это было именно то, что я искал для моего фильма», - говорит Франсуа Озон.

Итан и Джоэл Коэны на Каннском кинофестивале. © Yves Herman/Reuters

Братья Коэны на Каннском кинофестивале. © Eric Gaillard/Reuters

Всеобщее внимание, разумеется, привлечено к новой картине Джоэла и Этана Коэнов  «Внутри Льюина Дэвиса», с которой они в очередной раз вернулись на Каннский кинофестиваль. 22 года назад они победили здесь с «Бартоном Финком», рассказом о драматурге, пытающемся стать сценаристом в Голливуде начала 1940-х. Сегодня их герой – фолк-музыкант 60-х, проживающий в Нью-Йорке в богемном квартале Гринвич-Виллидж. Исполнитель заглавной роли Оскар Айзек так отзывается о своём персонаже: «Он оказался не в то время, не в том месте. Он искал настоящее и не был карьеристом. У него немного деструктивное поведение, но в нём был внутренний конфликт, он был на грани между успехом и провалом». «Есть много талантливых людей, которых никто не слушает, - вторит ему также сыгравший в картине Джастин Тимберлейк, удачно совмещающий актёрскую стезю с музыкальной. - Карьера может начаться благодаря случаю. Главное - не позволять себе застревать в том, что мешает нам выразить себя». Сами же режиссёры по своему обыкновению немногословны: «У фильма нет особенного сюжета, интриги, - говорит Джоэл Коэн, - вот почему мы добавили кота, вокруг которого и вертится теперь сюжет картины». Понять, шутит он или нет, российский зритель сможет, увы, только в ноябре.

Цзя Чжанкэ с делегацией азиатских кинематографистов на Каннском кинофестивале. © Jean-Paul Pelissier/Reuters

Смогут ли Коэны забрать «Золотую пальмовую ветвь» во второй раз? Кто знает. Но в числе основных претендентов на престижнейшую награду наблюдатели называют не их, а китайского режиссёра Цзя Чжанкэ. В 2009-м его и Апитчатпона Вирасетакуна экспертное киносообщество признало лучшими авторами нового тысячелетия. Вирасетакун свою «Пальму» забрал уже на следующий год; теперь очередь, надо думать, и за Цзя Чжанкэ, который представил в Каннах своё видение современного Китая – в ленте, которую у нас переводят как «Прикосновение греха». Социальное неравенство, коррупция, безработица, невыносимые условия труда – всё это доводит героев фильма до нервного потрясения, заканчивающегося крайне трагически. «Из-за кризиса я в последнее время наблюдал множество случаев насилия в Китае, - рассказывает режиссёр, ранее уже побеждавший в Венеции. - Меня это чрезвычайно взволновало. Я подумал, что об этом надо обязательно рассказать в кино, понять, как обычный человек может дойти до такого состояния». Нынешний фаворит Канн надеяться, что в Китае его работу «увидит как можно больше зрителей», перспективы же российского проката данного фильма пока что туманны.

Таисия Игуменцева на пресс-конференции фильма "Отдать концы". © Российский павильон

Таисия Игуменцева на пресс-конференции фильма "Отдать концы". © Российский павильон

Россия, напомним, на этот раз в каннском конкурсе не участвует, но в рамках специального показа представила дебютную ленту Таисии Игуменцевой «Отдать концы». Это трагикомедия, действие которой происходит в деревеньке, жители которой узнают из новостей, что всему человечеству осталось жить всего лишь сутки. Последний день Земли герои фильма решают отметить с размахом. «Мой творческий принцип состоит в том, чтобы ломать стереотипы, - рассуждает молодой режиссёр. - Фильм «Отдать концы» не просто картина о конце света, точнее, она о том, что происходит с людьми, когда объявленный конец света не состоялся». Своими главными источниками вдохновения Игуменцева называет реальность, людей и ситуации, признаваясь, что кино для неё – «это средство передачи эмоций». В июне «Отдать концы» покажут в конкурсной программе «Кинотавра», старт проката пока не определён.

Гости Каннского кинофестиваля. Коллаж Ridus.ru. © Reuters

© Regis Duvignau/Reuters

© Regis Duvignau/Reuters

© Regis Duvignau/Reuters

Николь Кидман. © Reuters

© Olivier Anrigo/Reuters

© Jean-Paul Pelissier/Reuters

Йоко Маки на Каннском кинофестивале. © Jean-Paul Pelissier/Reuters

© Eric Gaillard/Reuters

Ева Лонгория на Каннском кинофестивале. © Jean-Paul Pelissier/Reuters

© Reuters

© Reuters

Индийская актриса Малика Шерават. © Yves Herman /Reuters

Марион Котийяр. © Reuters

Мила Йовович. © Reuters

© Reuters

© Reuters

Модель Кара Делевинь на Каннском кинофестивале. © Regis Duvignau/Reuters

Модель Кара Делевинь на Каннском кинофестивале. © Reuters

См. также:

«Наши фильмы на каннской орбите»

«Каннский кинофестиваль торжественно открылся «Великим Гэтсби». Фоторепортаж»