Во Франции продолжается самый престижный международный кинофестиваль – Каннский. Уже показаны новые работы братьев Коэнов, Франсуа Озона, Софии Копполы. Наблюдатели делают ставки на фильм Цзя Чжанкэ, а Россия – на трагикомедию Таисии Игуменцевой «Отдать концы», представленную на фестивальном спецпоказе.
Одним из первых фильмов фестиваля стало «Элитное общество» Софии Копполы. Картина, основанная на реальных событиях, рассказывает о подростках, забавы ради проникающих в дома звёзд и уносящих оттуда себе что-нибудь «на память». Многие даже решили, что совпавшее по времени с показом ленты ограбление в каннском отеле есть ни что иное, что ловкий пиар ход: уж больно любопытны совпадения. Но обладательница «Золотого льва» уверена, что подобная история не могла произойти нигде, кроме Лос-Анджелеса: просто «эти дети жили совсем рядом со звёздами». «Я изменила имена персонажей, чтобы эти молодые люди не стали ещё более известны, - сказала София Коппола на пресс-конференции. - Я с ними встречалась, мне было очень интересно узнать все детали их приключений. Среди них была одна девушка, которая хотела любой ценой увидеть собачку Пэрис Хилтон. Такое невозможно придумать!»
Впрочем, София Коппола – это авторитет разве что для фестивалей. Широкая же публика ждёт «Элитное общество» по единственной причине: там играет Эмма Уотсон. Та, которую весь мир запомнил как Гермиону Грейнджер, прекрасно понимает, что фильмы о Гарри Поттере по-прежнему живут в сердцах людей. Но сейчас ей нравится играть новых – и очень разных – персонажей. «Мне очень повезло», - считает она. Покорять со своей новой ролью российский прокат мисс Уотсон, кстати, намерена уже в конце июня.
Чуть позже, в августе, до нас дойдёт новая работа Франсуа Озона «Всего 17», которую критики уже окрестили современной «Дневной красавицей» - вспоминая о шедевре Луиса Бунюэля с Катрин Денев в главной роли. Общий сюжетный мотив и правда налицо: главная героиня начинает заниматься проституцией не от горькой жизни, а исключительно ради своего удовольствия. Но как и Бунюэля, Озона интересует отнюдь не «клубничка», а гораздо более серьёзные вопросы, один из которых связан с тяготами взросления. «Юность часто идеализируется в кино, невероятно возвышается режиссёрами, - говорит постановщик знаменитых «8 женщин». - У меня сохранились довольно болезненные и сложные воспоминания о моей юности. Мне хотелось подойти к этой теме на расстоянии, чтобы посмотреть на неё с другой стороны». Главную роль в фильме сыграла обворожительная модель Марина Вакт. «Я видел в её глазах внутренний мир, загадку, и это было именно то, что я искал для моего фильма», - говорит Франсуа Озон.
Всеобщее внимание, разумеется, привлечено к новой картине Джоэла и Этана Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса», с которой они в очередной раз вернулись на Каннский кинофестиваль. 22 года назад они победили здесь с «Бартоном Финком», рассказом о драматурге, пытающемся стать сценаристом в Голливуде начала 1940-х. Сегодня их герой – фолк-музыкант 60-х, проживающий в Нью-Йорке в богемном квартале Гринвич-Виллидж. Исполнитель заглавной роли Оскар Айзек так отзывается о своём персонаже: «Он оказался не в то время, не в том месте. Он искал настоящее и не был карьеристом. У него немного деструктивное поведение, но в нём был внутренний конфликт, он был на грани между успехом и провалом». «Есть много талантливых людей, которых никто не слушает, - вторит ему также сыгравший в картине Джастин Тимберлейк, удачно совмещающий актёрскую стезю с музыкальной. - Карьера может начаться благодаря случаю. Главное - не позволять себе застревать в том, что мешает нам выразить себя». Сами же режиссёры по своему обыкновению немногословны: «У фильма нет особенного сюжета, интриги, - говорит Джоэл Коэн, - вот почему мы добавили кота, вокруг которого и вертится теперь сюжет картины». Понять, шутит он или нет, российский зритель сможет, увы, только в ноябре.
Смогут ли Коэны забрать «Золотую пальмовую ветвь» во второй раз? Кто знает. Но в числе основных претендентов на престижнейшую награду наблюдатели называют не их, а китайского режиссёра Цзя Чжанкэ. В 2009-м его и Апитчатпона Вирасетакуна экспертное киносообщество признало лучшими авторами нового тысячелетия. Вирасетакун свою «Пальму» забрал уже на следующий год; теперь очередь, надо думать, и за Цзя Чжанкэ, который представил в Каннах своё видение современного Китая – в ленте, которую у нас переводят как «Прикосновение греха». Социальное неравенство, коррупция, безработица, невыносимые условия труда – всё это доводит героев фильма до нервного потрясения, заканчивающегося крайне трагически. «Из-за кризиса я в последнее время наблюдал множество случаев насилия в Китае, - рассказывает режиссёр, ранее уже побеждавший в Венеции. - Меня это чрезвычайно взволновало. Я подумал, что об этом надо обязательно рассказать в кино, понять, как обычный человек может дойти до такого состояния». Нынешний фаворит Канн надеяться, что в Китае его работу «увидит как можно больше зрителей», перспективы же российского проката данного фильма пока что туманны.
Россия, напомним, на этот раз в каннском конкурсе не участвует, но в рамках специального показа представила дебютную ленту Таисии Игуменцевой «Отдать концы». Это трагикомедия, действие которой происходит в деревеньке, жители которой узнают из новостей, что всему человечеству осталось жить всего лишь сутки. Последний день Земли герои фильма решают отметить с размахом. «Мой творческий принцип состоит в том, чтобы ломать стереотипы, - рассуждает молодой режиссёр. - Фильм «Отдать концы» не просто картина о конце света, точнее, она о том, что происходит с людьми, когда объявленный конец света не состоялся». Своими главными источниками вдохновения Игуменцева называет реальность, людей и ситуации, признаваясь, что кино для неё – «это средство передачи эмоций». В июне «Отдать концы» покажут в конкурсной программе «Кинотавра», старт проката пока не определён.
См. также:
«Наши фильмы на каннской орбите»
«Каннский кинофестиваль торжественно открылся «Великим Гэтсби». Фоторепортаж»