Меньше чем через месяц Кену Лоучу исполнится 80 лет. Когда в 2006-м ему исполнялось 70, Каннский кинофестиваль одарил его ценнейшим подарком — главным призом, "Золотой пальмовой ветвью" за фильм «Ветер, который качает вереск». Спустя десятилетие история повторилась, и классик «пролетарского кино» получил вторую свою высшую фестивальную награду за драму «Я, Дэниэл Блейк». Как это обычно бывает у Лоуча, это история простого человека, скромного труженика, не по своей воле оказавшегося в тисках государственной системы. Было бы худо, но противостоять автоматизированной бюрократии оказывается куда легче вместе с друзьями… Картина снята совместными усилиями Великобритании и Франции, главную роль исполнил актёр Дэйв Джонс.
Каннский фотоколл фильма «Я, Дэниэл Блейк»
Вторая по значимости каннская награда, Гран-при, досталась канадскому режиссёру Ксавье Долану, который год назад сам был здесь членом жюри. Его фильм «Это всего лишь конец света» (Канада — Франция) рассказывает о смертельно больном писателе, который возвращается в родной дом после долгого перерыва. Близких героя Гаспара Ульеля сыграли Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр и Леа Сейду.
Награду за лучшую режиссуру высокое жюри в этот раз решило разделить между румыном Кристианом Мунджиу (однажды уже побеждавшим на фестивале) и французом Оливье Ассайасом. «Выпускной» первого (Румыния — Франция — Бельгия) рассказывает о жителях маленького городка в Трансильвании: отец хочет помочь своей 18-летней дочери уехать после окончания школы учиться в Великобританию. Героиня «Персонального покупателя» (Франция) — живущая в Париже и способная общаться с призраками американка; её сыграла Кристен Стюарт, для которой этот визит на Каннский кинофестиваль далеко уже не первый.
Каннская пресс-конференция фильма «Персональный покупатель»
Награду за лучшую женскую роль получила Жаклин Хосе, сыгравшая в филиппинском фильме «Мама Роза» (реж. Брийанте Мендоса) главу семейства, в лавке которого можно отовариться не только съестным, но и наркотиками. Лучшим актёром фестиваля назвали иранца Шахаба Хоссейни за «Коммивояжёра» Асгара Фархади (Франция — Иран); примечательно, что несколько лет назад Хоссейни получил аналогичный приз Берлинале за поставленный Фархади «Развод Надера и Симин», впоследствии отмеченный «Оскаром». В центре их нового фильма — супружеская пара, вынужденная подыскивать себе новую квартиру в центре Тегерана, пока в их жизнь самым неожиданным образом не вмешивается случай. Рассказанная далее история приглянулась жюри настолько, что Асгар Фархади получил также приз за лучший сценарий.
«Американская милашка» Андреа Арнольд (Великобритания – США) отмечена Призом жюри. Это лирическая повесть о юной девушке, сбежавшей из проблемной семьи и принявшейся колесить по американской провинции в поисках новой жизни. В главных ролях – Саша Лэйн, Шайа ЛаБаф, Райли Кио.
Каннская красная дорожка фильма «Американская милашка»
За технические достижения отметили «Госпожу» Пака Чхан-ука (Южная Корея). «Золотую камеру» за лучший дебют получила Уда Беньямина, поставившая картину «Божественные» (Франция), которую на фестивале показали в рамках «Двухнедельника режиссёров». Лучшим короткометражным фильмом признан испанский «Таймкод» (реж. Хуанхо Хименес). Новые работы Педро Альмодовара, Джима Джармуша, Пола Верховена, Шона Пенна, братья Дарденнов, Кристи Пую, Брюно Дюмона, Джеффа Николса, Николаса Виндинг Рефна и других мастеров остались без наград основного жюри.
Фотоколл с призёрами 69-го Каннского кинофестиваля
Как и российская картина «Ученик» Кирилла Серебренникова, участвовавшая в параллельном основному конкурсе «Особый взгляд». Слабым утешением для создателей школьной драмы стала премия имени Франсуа Шале, французского журналиста и историка кино, которая вручается фильмам с наиболее острым взглядом на реальность. Но тут надо учесть, что на любом крупном кинофестивале подобных независимых премий – великое множество, а потому как победу российского кинематографа этот скромный успех принимать точно не надо. Победа в данном случае – сам факт нашего участия в программе престижнейшего кинофестиваля.
Кадр из фильма «Улыбающийся мужчина»
Главный же приз «Особого взгляда» получил Юхо Куосманен за спортивную драму «Улыбающийся мужчина» (Финляндия – Швеция – Германия), воссоздающую атмосферу 1962 года, когда знаменитый финский боксёр Олли Мяки провёл в Хельсинки решающий для себя поединок. Второй приз – у ленты «Гармония» (Япония – Франция, реж. Кодзи Фукада), награда за режиссуру – у Мэтта Росса за драму «Капитан Фантастик» (США).
Почетную Золотую пальмовую ветвь впервые получил не режиссёр, а актёр – Жан-Пьер Лео, которому на днях исполнится 72 года. Решение Канн спорное, но это именно каннское решение: для фестиваля в частности и для всего французского кино в целом Лео – артист совершенно особый. Впервые он появился на большом экране в далёком 1959-м, когда ему было всего четырнадцать лет; «400 ударов» Франсуа Трюффо мгновенно стали классикой. Герой картины Антуан Дуанель позднее появился ещё в четырёх продолжениях, такова была авторская задумка – проследить за жизнью молодого человека во всём её многообразии. Есть, конечно, в фильмографии Жана-Пьера Лео и другие работы, но в истории он всё-таки навсегда останется Антуаном Дуанелем.
Жан-Пьер Лео в фильме «400 ударов»