Открыл конкурс 67-го Каннского кинофестиваля «Мистер Тёрнер» - байопик великого британского живописца Уильяма Тёрнера (1775-1851) в постановке Майка Ли, не менее выдающегося британского режиссёра, который в 1996-м уже получал «Золотую пальмовую ветвь» за картину «Тайны и ложь», а кроме того побеждал и в Венеции с фильмом «Вера Дрейк» (2004). В своей новой работе мастер рассказывает о том, как создавались известные всему миру полотна.
«Это был великий, возвышенный, революционный художник, - говорит Майк Ли о своём персонаже. - Мне было легко сделать интересный фильм, потому что его жизнь была поистине захватывающей. Режиссёр-постановщик должен проникнуться симпатией к своему герою, уметь сопереживать с ним. У Тёрнера была непростая жизнь, и у меня было к нему это глубокое сочувствие».
Сыграл главного героя Тимоти Сполл, которого в нашей стране лучше знают по детским сказкам вроде «Гарри Поттера» и «Зачарованной», хотя у него, разумеется, много и чисто «взрослых» картин. Новая роль для него – весомая заявка на долгожданную серьёзную награду.
«Чтобы не выглядеть нелепо на экране, я два года занимался живописью и рисунком, - признаётся он. - А также работал над своими эмоциями. Отношения Тёрнера с матерью оставили глубокие раны в его сердце, он был настоящим инвалидом в плане эмоций, особенно с женщинами».
Один из признанных «красавчиков» Голливуда Райан Рейнольдс сыграл в психологическом триллере «Пленница» - отца, разыскивающего свою пропавшую восемь лет назад дочь.
Поставил картину один из ведущих канадских режиссёров Атом Эгоян, три ленты которого – «Экзотика», «Славное будущее» и «Арарат» - признавались на родине лучшими фильмами года.
Mоника Белуччи снялась в драме 32-летней итальянки Аличе Рорвахер «Чудеса», рассказывающей о семье пчеловодов, живущей вдали от внешнего мира. Роль у знаменитой актрисы небольшая, но ответственная:
«Это притча, возможно, немного жестокая, описывающая жизнь, как она есть, - предложила свою трактовку фильма сама Аличе Рорвахер. - Её можно воспринять как сказку о короле и королеве. Мы провели работу, максимально приближенную к реальности, чтобы оставить зрителю пространство в такое время, когда его так мало. На меня оказали влияние масса кинематографических течений. Кроме того, я черпаю вдохновение не только в кино, но и в других формах искусства, в литературе, и, разумеется, в самой жизни!»
Томми Ли Джонс представил в Каннах свой новый вестерн «Местный» (поставленные им «Три могилы» принесли ему в 2005-м заслуженную актёрскую «Ветвь»). Главной героине фильма необходимо перевезти из одного штата в другой трёх обезумевших женщин – что в американской глубинке позапрошлого века было сделать не так-то и просто.
Сыграть центральную роль режиссёр пригласил обладательницу двух «Оскаров» Хилари Суэнк: «Мне посчастливилось воплотить несколько сильных, прочных персонажей. Мэри Би Кадди – именно такая. Сегодня понятие о добродетельности стало менее актуальным. Именно поэтому важно представлять персонажей, которые воплощают её». Любопытно, что продюсером ленты выступил прославленный француз Люк Бессон, сказавший в ходе общения с журналистами:
«Этот фильм представляет собой взгляд на США, с которым мы в Европе не знакомы. Для нас это довольно экзотическое видение прошлого, мы не знаем, что Соединенные Штаты пережили такие тяжёлые времена. Нам известна только американская мечта, поэтому интересно посмотреть, что ей предшествовало».
Внимание зрителей приковано и к новой ленте о жизни Ива Сен-Лорана, поставленной Бертраном Бонелло («Дом терпимости») и так и названной: «Сен-Лоран» (какое весомое отличие от вышедшей у нас в марте картины «Ив Сен-Лоран»!). Действие фильма разворачивается в судьбоносные для великого кутюрье 1960-70-е годы, а самого его на сей раз сыграл Гаспар Ульель, мировую известность обретший как исполнителей роли молодого Ганнибала Лектера («Ганнибал: Восхождение»).
Необходимо отметить, что роль модели Лулу де ла Фалез сыграла Леа Сейду, в прошлом году награждённая – ни много ни мало – собственно «Золотой пальмовой ветвью» за «Жизнь Адель»: напомним, что тогда жюри впервые присудило главный приз фестиваля не только режиссёру фильма, но и актрисам, исполнившим главные роли.
Ну а в этот раз одним из главных претендентов на победу считается турецкий автор Нури Бильге Джейлан, который уже дважды выигрывал каннское Гран-при (вторую по значимости награду - за фильмы «Отчуждение» и «Однажды в Анатолии»), а кроме того получал ещё и приз за лучшую режиссуру («Три обезьяны»). Когда-нибудь он точно заберёт и «Золотую пальмовую ветвь» - так почему не сейчас? Впрочем, не всем критикам его трёхчасовая «Зимняя спячка» пришлась по сердцу, так что кто знает… Действие фильма разворачивается в турецком отеле, где проживают вышедший на пенсию актёр, его сестра и супруга; зима захватывает не только весь мир, но и их обескровленные сердца…
«Задача режиссёра отличается от задачи журналиста, - говорит Джейлан. - Режиссёр обращается к душам зрителей. Если я смог пробудить в душах людей хоть какие-то чувства, я работал не зря. И если им станет стыдно за какие-то поступки, я тоже работал не зря».
Автор также признался, что работа над сценарием на пару с собственной женой происходила довольно-таки бурно:
Каннский кинофестиваль не отказывается и от качественной анимации – в доказательство чего вне конкурса здесь показали вторую серию мультфильма «Как приручить дракона», которая вскоре выходит и в российский прокат. Показ был приурочен к двадцатилетию студии Dreamworks, в связи с чем её глава Джеффри Катценберг сказал:
Также было объявлено, что третья часть мультфильма выйдет на экраны в 2016-м году.
Внимание прессы привлёк и документальный фильм «Красная армия», рассказывающий о легендарной сборной СССР по хоккею. Поставил картину режиссёр Гейб Польски, родители которого в своё время эмигрировали в США из советской Украины.
Представил картину на фестивале один из её героев – Вячеслав Фетисов.