Подходит к концу Каннский кинофестиваль. Уже известны первые победители – среди которых уроженка России Дарья Белова. В фаворитах же конкурса – прославленный режиссёр Абделатиф Кешиш. Хотя максимальное внимание прессы было, пожалуй, привлечено к ленте Стивена Содерберга, в которой сыграли Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон – такими мы их никогда ещё не видели!..
Титул самого скандального фильма основного конкурса по праву завоевал «За канделябрами» Стивена Содерберга, который вот уже который год собирается покинуть мир кино, да так пока и не собрался. «Я хочу сделать паузу», - вновь заявил режиссёр на фестивале, добавив, впрочем, что не станет загадывать, окажется ли именно этот фильм для него последним. И при этом сравнив новую работу со своим дебютом «Секс, ложь и видео», с которым победил в Каннах 24 года назад: «Оба этих фильма о людях, которые живут в своём собственном мире. Думаю, с точки зрения стиля я добился некоторого успеха: данная постановка более чёткая и прямолинейная, чем в моей первой работе».
Шумят о картине «За канделябрами» уже довольно давно: дело в том, что она основана на биографии пианиста Валентино Либераче, известного своей нетрадиционной сексуальной ориентацией. «Ну и что, - скажут некоторые, - Шон Пенн вот за роль Харви Милка «Оскара» получил, разве эта тема теперь под запретом?» Похоже, что да – во всяком случае, американский прокат от фильма отказался, и лента перекочевала сразу на кабельное ТВ (премьера, кстати, намечена уже на это воскресенье). Что, скорее всего, лишит исполнителя главной роли Майкла Дугласа в свою очередь претендовать на премию Американской киноакадемии. Впрочем, он и без этого считает роль Либераче настоящим подарком судьбы – тем более что актёр знал своего героя лично: «Я познакомился с ним, когда мне было двенадцать лет. Мы с отцом как-то столкнулись с ним в Палм-Спрингс. Помню, Валентино был весь увешан украшениями, которые так и блестели на солнце. Он был предшественником таких звёзд, как Элтон Джон».
Но если говорить не только о скандале, но и об искусстве, то нельзя не отметить, что в полный восторг кинокритики пришли от нового фильма Абделатифа Кешиша. Один из самых титулованных режиссёров Европы, дважды выигрывавший главного французского «Сезара» (с фильмом «Кус-Кус и Барабулька», например), в Каннах впервые – ранее его привечала Венеция. Но сегодня он имеет все шансы на главную в жизни победу – на «Золотую пальмовую ветвь». Хотя тогда получится забавно, ведь лента «Синий - самый теплый цвет» - это не просто рассказ о двух девушках, полюбивших друг друга, но еще и экранизация… комикса. Комиксы здесь, кажется, ещё не побеждали – ну, всё когда-то происходит впервые.
«Меня очень тронула история о встрече, которая перевернула жизнь героини, позволила ей понять себя, - говорит Кешиш. – Но нам пришлось немало поработать над сценарием. Действие разворачивается в 1990-е годы в непростом контексте, который я предпочел обойти стороной, чтобы сконцентрироваться на самой встрече героинь, на трудностях совместной жизни и на их разрыве». Красавица Леа Сейду, сыгравшая в фильме одну из главных ролей, искренне восторгается режиссёром: «Что совершенно замечательно с Абделем, так это то, что у него всегда миллион идей, просто неиссякаемый поток! И каждый съёмочный день может повернуть фильм совершенно в другую сторону. Но существует один-единственный способ создавать кино, - и он умело пользуется наилучшим моментом».
А другая француженка - Марион Котийяр - снялась в фильме Джеймса Грэя «Иммигрантка». Это рассказ о злоключениях молодой польки, приехавшей в Нью-Йорк и тут же попавшей в лапы беспощадного сутенёра (его играет давний режиссёрский любимчик Хоакин Феникс). «Мне нравится создавать персонажи, у которых свой характер, свой язык, свой голос, - говорит Котийяр, выучившая для роли польский язык. - В этом фильме я играю польку, поэтому нужно было говорить идеально, без акцента. И я поняла, что для этого мне необходимо погрузиться в польскую культуру. Подобный опыт у меня уже был с английским и итальянским языками. Культура обогащает язык и – наоборот».
Особое внимание каннской публики было привлечено и к внеконкурсной ленте Джей Си Чендора «Всё пропало», единственную роль в которой сыграл Роберт Редфорд. Будучи легендой мирового кино, снимается он отчего-то крайне редко, весьма осторожно выбирая для себя проекты. Но легко понять, чем его привлекла именно эта история – ведь она о человеке, который оказался один на один с Океаном. «Это был большой вызов - играть в одиночку, без поддержки, без диалогов, без слов; вызов, который мне как актёру был очень интересен, - признаётся Редфорд. - Технологии постоянно ускоряют ритм жизни. Жизнь ускоряется, и эта энергия удивительна, но сколько времени это продлится? Это и есть тема фильма, потому что он противостоит тому, чем мы живём сегодня. Мы видим погоду, корабль и человека - в противоположность шуму, который происходит сегодня в моей стране».
Между тем в отдельных программах уже названы лауреаты. Официальные российские представители остались в этот раз, увы, без наград, поэтому в «свои» тут же была зачислена короткометражная лента «Иди и играй», отмеченная призом «Открытие» на «Неделе критики». Отчасти это вроде бы действительно так: режиссёр фильма – наша соотечественница, родившаяся в Санкт-Петербурге Дарья Белова. Только вот всю последнюю пятилетку она учится в Берлине, где и сняла уже вторую свою короткометражку, к производству которой Россия не имеет никакого отношения. Но всё равно: наш человек победил, и это очень приятно.
См. также:
«Каннский кинофестиваль: лучшее кино, лучшие звёзды»