Общество

Карикатурист Бильжо объявил Зою Космодемьянскую шизофреничкой

12 5001

Рунет всколыхнуло заявление психиатра, карикатуриста, ресторатора и писателя Андрея Бильжо о том, что подвиг первой женщины — Героя Советского Союза, участницы партизанского отряда Зои Космодемьянской, погибшей от рук немецких оккупантов в годы Великой Отечественной войны, был не более чем приступом шизофрении.

«Я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко. Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П. П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память. Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется мутизмом: она просто не могла говорить, так как впала в кататонический ступор с мутизмом, когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской», — заявил Бильжо со страниц издания The Insider.

В ответ историк Александр Дюков опубликовал в Facebook фотокопии справок о лечении Зои Космодемьянской, но не от шизофрении, а от менингита.

«На самом деле в конце 1940 года Космодемьянская находилась на лечении в больнице им. Боткина (не имевшей психиатрической специализации). А находилась она там с диагнозом „острый инфекционный менингококковый менингит“. После выписки из Боткинской больницы Зоя с 24 января по 4 марта 1941 года проходила реабилитацию в санатории „Сокольники“. А поскольку медицинские карты остаются на хранении в архиве лечебного учреждения (и хранятся там, кстати, всего 25 лет), вранье Бильжо становится очевидным», — пояснил Дюков.

«Лжецов надо ловить за руку», — отметили в комментариях.

Спецкор «Комсомолки» Дмитрий Стешин расценил высказывания Бильжо как положительно пройденный «тест на полицая»:

Напомним, в постсоветской России вокруг фигуры Зои Космодемьянской сложилось два основных мифа: что она была больна шизофренией и пироманией, и другой — что никакого подвига она не совершала и зверской казни нацистами не подвергалась. Последнее утверждение было подробно и критически разобрано. В 2005 году на телеканале «Россия» вышел документальный фильм, полностью подтверждавший общеизвестные факты биографии Космодемьянской.

<span id="selection-marker-1" class="redactor-selection-marker"></span>

Миф о психиатрическом заболевании Зои также разбирался журналистами, но не столь подробно. Его корни растут из публикации в газете «Аргументы и факты» в 1991 году от «ведущего врача Научно-методического центра детской психиатрии А. Мельникова, С. Юрьева и Н. Касмельсон».

В этом тексте было сказано: «Перед войной в 1938—1939 годах 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы имени Кащенко. У нее подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской».

Это сообщение без проверки было растиражировано прессой. В пользу этой версии не нашлось никаких документов, также никто не смог найти подписавших сообщение «психиатров». Заявление Андрея Бильжо стало первым за многие годы упоминанием о наличии документальных подтверждений.

В отличие от мифических Мельникова, Юрьева и Касмельсона, Андрей Бильжо — настоящий психиатр, за свою бурную биографию в советские годы он успел получить и профильное образование, и профессиональный стаж, и защитить диссертацию по проблемам юношеской шизофрении. Однако прославился он не как целитель человеческих душ. Пообщавшись с душевнобольными, Бильжо стал рисовать и получил признание как художник-карикатурист и особенно как автор «Петровича». Персонаж с черной зубастой пастью на страницах газет был злободневной карикатурой на вечно обманутого русского человека, блуждающего по «лихим девяностым».