Космос Происшествия

Катастрофа на Байконуре: РФ потеряла возможность запуска космических аппаратов

0 12565

В конце ноября 2025 года с 31‑й площадки космодрома Байконур стартовала ракета «Союз-2.1а» с кораблём «Союз МС-28». На борту находились два космонавта «Роскосмоса» и астронавт NASA, направлявшиеся на Международную космическую станцию. Запуск прошёл по расписанию, выведение на орбиту и стыковка с МКС признаны успешными, экипаж благополучно перешёл на борт станции. Так скромно осветил это событие «Роскосмос».

Однако в конце сообщения без помпы заявлено, что при послестартовом осмотре 31‑й площадки космодрома специалисты выявили незначительные повреждения элементов стартового стола. При этом точный перечень и оценка их характера не приведены.

На самом деле случилась самая страшная с 1961 года катастрофа, которая может поставить крест на запуске к МКС всех космических пилотируемых кораблей типа «Союз» и беспилотных грузовых аппаратов «Прогресс».

Место происшествия. © Telegram-канал Prostinas

Не секрет, что уже сегодня находящимся на МКС космонавтам требуется снабжение. Ситуация усугубляется продолжающейся утечкой воздуха в модуле «Звезда» — нужны дополнительные баллоны с азотно-кислородной смесью. А их привезти не на чем.

По оценке члена Санкт-Петербургской организации федерации космонавтики России Александра Хохлова и аналитика ракетных запусков Георгия Тришкина, на ремонт стартового комплекса потребуется от полугода до двух лет!

Не слышен больше рокот космодрома

Космодром Байконур, которому в 2025 году исполнилось 70 лет, является уникальным и единственным в Европе космическим комплексом. Строительство первой очереди космодрома завершено в рекордные сроки, и уже в мае 1957 года с полигона произведён первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции Сергея Королёва.

Все достижения СССР и России в космической сфере связаны с ним. Байконур стал символом советских и российских достижений в космосе. Его название вошло в историю наравне с фамилиями Гагарина и Королёва.

С 4 октября 1957 года по 28 февраля 2025 года с космодрома Байконур выполнено 1546 орбитальных пусков ракет-носителей. На околоземные орбиты и отлётные траектории выведено 2005 космических аппаратов.

Все старты с Байконура осуществлялись с двух площадок. Первой из них является площадка № 1 (или «Гагаринский старт»), с которой произведены первый космический запуск и первый полёт человека в космос. Четвёртого октября 1957 года с неё запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года с неё стартовал космический корабль «Восток» с лётчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

Последним пуском с «Гагаринского старта» стал запуск к МКС корабля «Союз МС-15», стартовавшего 25 сентября 2019 года.

В 1961 году в связи с растущим графиком запусков советской космической программы на Байконуре введена в эксплуатацию аналогичная по конструкции площадка ЛК-31/6. Впервые стартовая позиция № 6 площадки № 31 использована 14 января 1961 года для испытания МБР Р-7А (8К71).

Площадка № 1 являлась основной площадкой для пилотируемых запусков, а с ЛК-31/6 периодически осуществлялись полёты транспортных кораблей «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс». Она на практике стала единственной активно эксплуатируемой точкой для отправки людей в космос с территории Байконура после консервации легендарной площадки «Гагаринского старта».

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Именно на ней в 2025 году и произошла авария. После старта «Союза» с высоты 20 метров в газоотводный лоток упала гигантская кабина обслуживания 8У216 весом более 140 тонн, используемая при космических стартах.

Кабина обслуживания.

Кабина представляет собой самодвижущийся агрегат, имеющий поворотный круг с телескопическими выдвижными колоннами, несущими на себе площадки обслуживания. Она разработана в Твери в Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения (ЦКБТМ). Изделия 8У216 производились на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ) в Краматорске Донецкой области, поэтому изготовить новый вариант сейчас будет крайне проблематично или даже невозможно.

На примере американской космонавтики известно, что космическое изделие из прошлой эпохи нельзя быстро построить в наши дни. Нет нужных типоразмеров (буквально вплоть до болтов), иной раз и нужные сплавы уже не выпускаются.

Как утверждают отечественные эксперты, можно забрать аналогичную кабину с космодрома Плесецк. Там три стартовых комплекса «Союз». Можно взять из любого, но придётся договариваться с военными. Также можно снять кабину со стартового стола на космодроме Восточный, где осуществляется всего один пуск в год (в 2025 году лишь один). И вовсе экзотический вариант: попросить французов передать аналогичную служебную кабину со старта «Союза» в Куру во Французской Гвиане — комплекс не используется с 2022 года.

Схема.

Правда, есть и совсем бюджетный вариант: попросить казахов отдать кабину из казахстанского музея космонавтики на Гагаринской площадке № 1.

Но даже при самых оптимистических раскладах запусков с Байконура не будет ещё год или полтора.

Попадёт ли Россия в американскую кабалу?

Что касается доставки экипажей и груза, то эксперты предлагают два варианта. Первый заключается в том, что придётся залезать в кабалу к американцам. России надо будет платить им за доставку на МКС и корректировку орбиты МКС не «Прогрессами», а американскими многоразовыми пилотируемыми космическими кораблями Crew Dragon, на которых установлена дополнительная двигательная установка в грузовом отсеке, которая и позволит толкать станцию.

Конечно, существует риск прекращения перекрёстных полётов с астронавтами и для доставки грузов к МКС в целом, если не удастся найти готовые детали для Байконура. К сожалению, без пусков «Союзов» перекрёстная система просто не будет работать, а станция станет чисто американской.

Нужен ли России Байконур?

Конечно, можно забыть про Байконур на ближайшие годы до запуска новой российской космической станции. Аналитики утверждают, что к 2030 году 90% космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, а доля Байконура упадёт с 75 до 10%. Поэтому России нет смысла продлевать аренду Байконура и платить миллиарды рублей Казахстану. Годовая стоимость аренды космодрома в настоящее время составляет 115 миллионов долларов. В счёт этой оплаты поставляется Казахстану военная и другая техника. Около 1,5 миллиарда рублей в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома. На содержание города Байконур уходит около 1,16 миллиарда рублей.

В настоящее время власти России обсуждают досрочное прекращение использования космодрома Байконур. Решение о передаче комплекса Казахстану может быть принято с 2026 по 2028 год. Вероятно, инициатива поддержана на высоком уровне и доведена до ключевых ведомств, включая Министерство иностранных дел и «Роскосмос». И это будет правильным решением.

Тем более что в России сегодня существует два космодрома.

Первый — Государственный испытательный космодром Минобороны России Плесецк (космодром Плесецк). Он является самым северным космодромом в мире. Располагается на территории Плесецкого района Архангельской области. Общая площадь космодрома составляет 176 200 гектаров. Космодром имеет стационарные технические и стартовые комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей лёгкого и среднего класса.

Второй — новый космодром Восточный, предназначенный для запуска ракет «Союз-2» и ракет семейства «Ангара». Это первый российский гражданский космодром. Он расположен на Дальнем Востоке в центре Амурской области на площади около 700 квадратных метров, в восьми километрах северо-восточнее бывшего космодрома Свободный.

Преимущества нового космодрома заключаются в том, что начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами России и территориями иностранных государств. Районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах территории России или в нейтральных водах.

Место расположения космодрома находится вблизи от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей. Космодром способствовал снижению политических рисков, связанных с Казахстаном.

Урок на будущее

В СССР резервные площадки для пилотируемых пусков построены до полёта Гагарина. Королёв понимал, что резервные старты для запуска людей в космос жизненно необходимы в случае ЧП с основными стартами. В США в настоящее время SpaceX содержит резервное стартовое сооружение.

К сожалению, в 2010-х годах в рамках оптимизации расходов резервная площадка (с которой летал Гагарин) упразднена. Поэтому в России и случилась беспрецедентная авария. В XXI веке страна с обширной космической программой осталась без средств запуска людей и грузов на орбиту!