Надвигающаяся зима станет самой свирепой за многие десятилетия, предупреждают метеорологи. Но если россиян суровой зимой не испугаешь, для европейцев — в частности, британцев, — снегопады станут настоящей катастрофой. За несколько десятилетий, в течение которых европейцы отмечали Рождество сидя на зеленеющей травке, они забыли, как вести себя во время снегопада. А коммунальные службы вообще давно отказались от снегоуборочной техники как излишества.
Теплые зимы настолько стали обычными для британцев, что там даже сочинили песню «Я мечтаю о белом Рождестве». Вот и домечтались. Мечты, как известно, материальны.
Из крайности в крайность
Любые предсказания погоды на два месяца вперед имеют шанс «сбытия» не более чем 50 на 50, особенно если речь идет о европейском регионе, говорит эксперт по физике атмосферы Алексей Кокорин.
«Есть регионы мира, где погода стабильно-стойкая. Например, если в Якутии в январе установился антициклон, то можно быть уверенным, что ясная и морозная погода продлится там еще месяц. В глубине континента просто нет воздушных масс, способных сдвинуть этот циклон в сторону. Но в условиях окруженной со всех сторон морями Европы, от Атлантики и вплоть до Урала, предсказания можно делать не дольше, чем на неделю», — сказал он «Ридусу».
Тем не менее все климатологи согласны с тем, что с каждым годом в обозримом будущем климатические явления будут становиться все более экстремальными, то есть перепады между температурами января и июля растут — и в этом смысле прогнозы аномально снежной зимы в Европе основаны на интуитивном ощущении, что поскольку зима 2015−16 года была аномально теплой, то следующая зима просто обязана «шарахнуться в другую крайность».
«Синоптики принимают за норму, за эталон среднестатистическую температуру за 30 лет — обычно берут период с 1961 по 1990 годы. Любые отклонения от этого медианного значения считаются аномалиями. Но в последнее десятилетие аномалии стали повторяться столь часто, что климатологи склоняются к мысли изменить эталон — например, считать нормой многолетнюю среднюю температуру за период более поздний, с 1980 по 2010 год. Иначе СМИ так и будут каждую зиму (а также и лето) подавать как сенсацию. Потому что экстремальность климата нарастает по всей планете, не только в Европе», — говорит Кокорин.
Будущие как минимум 10 зим станут необычными по размаху отклонений от нормы, с этим согласны также все специалисты. А если так, то само слово «необычный» (в повседневном, не статистическом значении) теряет смысл. «Аномалия — это новая нормальность».
Средний ущерб от климатических изменений вырастет втрое к концу столетия, прогнозируют ученые из Потсдамского института изучения климатических изменений, опубликовавшие в августе исследование в Environmental Research Letters.