Отношение к происходящему на Востоке Украины у российских казаков особое: территории Донбасса и Луганщины исторически входили в область Войска Донского. С местными казачьими организации ВСКРиЗ давно поддерживает теплые отношения. Сейчас российские и украинские казаки плечом к плечу воюют в ополчении Новороссии с нелегитимным по, их мнению, режимом.
Атаман Ратиев подчеркнул, что российских казаков сейчас на Донбассе мало: воюют одиночки, а казачьих подразделений нет. Но казачество готово выставить под ружье целую дивизию, а это 15 тысяч человек. Причем в командном составе есть бывшие кадровые офицеры, ветераны Афганистана и Чечни.
Атаманы Украины обращаются ко мне как к верховному атаману, чтобы мы оказали им помощь. Сегодня казаки Украины создают отряды по защите православных храмов на Украине, которая временно находится под американскими наймитами, американскими оккупантами,заявил журналистам Виктор Ратиев.Сам атаман добровольцем прошел три войны: Приднестровье, Абхазию и Югославию. Он напомнил собравшимся, среди которых преимущественно были представители казачьих СМИ и соратники Ратиева, что у донских казаков перед запорожскими «есть должок». В XVII веке запорожцы пришли на помощь засевшим в крепости Азов пяти тысячам донцам. Твердыню тогда окружила двухсот тысячная турецкая армия.
Сейчас в схожей ситуации - в окружении врага - находятся украинские казаки.
Казаки Украины собрались ни много ни мало (т.к. на территории Украины произошел военный переворот, и законно избранный президент Янукович сегодня находится на территории Российской Федерации) вернуть законно избранного президента на Украину. Мы, российские казаки, им в этом поможем. Они к нам обратятся, а мы своих братьев в беде не оставим,заявил атаман Ратиев.Атаман довольно решительно высказался о готовности оказать помощь. Однако при каких обстоятельствах и в каком виде она может быть предоставлена, осталось ясным не до конца. С одной стороны, казачья добровольческая дивизия уже создана, но не вооружена. Российские граждане не имеют права носить боевое оружие, а с охотничьим на войне делать нечего. «Самостоятельно навязывать свои идеалы» российские казаки своим украинским братьям не намерены. Но если правительства провозглашенных ДНР и ЛНР призовут казаков, они готовы прийти на помощь. Однако российское законодательство предусматривает уголовное преследование за участие в вооруженных конфликтах на территории других государств, что приравнивается к наемничеству (ст. 359 УК РФ).
На вопрос о правовой стороне возможного присутствия казачьей дивизии на Донбассе Виктор Ратиев внятного ответа не дал. Однако же вспомнил опыт Приднестровья, когда казаки сначала были объявлены преступниками, а после того, как в то время вице-президент Руцкой побывал в Тирасполе и вступился за них, стали героями. Тогда российская сторона заняла твердую позицию, объявив, что Приднестровье является неотъемлемой частью российской цивилизации и, соответсвенно, о боевых действиях на территории другого государства речи не шло. Вряд ли сейчас возможен подобный вариант, когда Кремль говорит о неделимости независимой Украины.
Атаман Ратиев подчеркнул, что не хочет «воевать с братьями по крови, с украинцами». А вот с иностранными наемниками присутствующими сегодня на Украине сошелся бы в бою «с удовольствием».