Когда-то Казимеж был отдельным городом. С 16 века и до Второй мировой здесь жили евреи, поэтому синагог здесь больше, чем католических костелов. Ну, и, конечно, несметное количество еврейских ресторанчиков, магазинов, мини-отелей и прочих лавок. Тут мало архитектурных излишеств, но место очень атмосферное. К тому же, интересно сравнить с еврейскими кварталами Умани. Итак, пройдемтесь.
Казимеж начинается прямо у стен Вавельского замка. Идем вглубь кварталов по Краковской - главной улице района.
В начале поста, по традиции, история места в двух абзацах. Небольшой городок к югу от Кракова основал в 1335 король Казимир III. Не долго думая, поселение назвали в его честь. Изначально никаких евреев здесь не было. Казимеж стал южным форпостом столицы и должен был защищать ее от набегов. Но в 15 веке по всей Польше евреям запретили жить в приличных городах и из Кракова они переехали в Казимеж.
Вначале евреи заняли всего несколько кварталов и, чтобы они не путались под ногами, их дома отгородили от христианских районов каменной стеной. Такой уж была средневековая Европа) Через 300 лет стену разобрали, а сам Казимеж присоединили к Кракову и благоустроили. Вскоре район стал почти полностью еврейским. Счастливо и безбедно жили они недолго - пришли немцы. Во время Второй мировой тех, кого не убили сразу, согнали в Краковское гетто. До конца войны большинство не дожили.
Центральная площадь Казимежа и бывшая ратуша. Здание построили в 15 веке. В отличие от классических европейских ратуш, у этой башня не посередине, а сбоку. Сейчас здесь находится этнографический музей. Вообще в Казимеже очень мало зданий, которые сохранили первоначальное значение.
Улица Шерока - центр старинного еврейского квартала. Это - сердце Казимежа. В районе очень много приятных кафе и баров, но на этой площади они просто в каждом доме.
Если по какой-то причине в доме нет кафе, там обязательно будет отель или магазин. Никаких неоновых вывесок - всё стилизовано. Так и ждешь, что внутри за прилавком стоит старый карабейник с пейсами.
Дом Ландау. В средние века на этом месте стояло два здания. В 19 веке их перестроили в одно, полностью изменив внешний вид, но сохранив внутреннюю планировку. Сейчас здесь, конечно же, ресторан и книжный магазин.
Вдруг среди неказистой застройки - огромный готический собор. Базилика Божьего Тела. По статусу это один из самых важных костелов во всем Кракове. Построен в 14 веке. Кроме всего прочего, он выглядит напоминанием того, что район не всегда был полностью еврейским.
Возвращаемся на улицу Шероку. Кирпичное здание слева - старая синагога. Сейчас здесь музей.
С обратной стороны больше похоже на крепость.
В районе было очень много синагог. До наших дней дожили всего семь. Остальные - или разрушили, или перестроили в многосемейки. На первый взгляд они ничем не отличаются от обычных жилых домов.
Синагога Ковеа Итим ле-Тора. Во время Второй мировой здание почти полностью разрушили. После войны тут был пункт приема беженцев. Сейчас - обычный жилой дом. Кто поможет с переводом?
Казимеж очень интересно сравнивать с еврейсиким кварталами Умани. Внешне у них нет совершенно ничего общего, но в атмосфере всё-таки есть что-то такое, что объединяет.
Казимеж входит во все основные экскурсионные маршруты по Кракову, уступая по популярности разве что Вавелю и Величке. Именно здесь снимали "Список Шиндлера". Тут же находится фабрика Оскара. Маленькие улочки, уютные дворики - это всё мило и интересно, но на самом деле Казимеж популярен исключительно из-за исторической важности. История этого квартала - это кровь и боль. Но сейчас это место выглядит довольно серо и неприветливо. Здесь почти нет архитектурных изысков. Район, скорее, напоминает какие-то рабочие предместья.
А еще здесь великолепно сохранились индустриальные кварталы - со старинной электростанцией, газовыми котельными и прочими коммунальными сооружениями. К сожалению, мы не попали в музей городской инженерии. Это будет одно из первых мест, куда мы нагрянем, когда в следующий раз будем в Кракове. Фотографий индастриала и уютнейших двориков Казимежа не будет, потому что наступила ночь.