Отправка угля из Кемеровской области в Индию через международный транспортный коридор «Север — Юг» признана экономически нецелесообразной. Об этом заявил председатель правительства региона, Андрей Панов, в интервью агентству ТАСС.
В 2024 году Российские железные дороги сообщили о первых двух составах с углем, отправленных из Кемеровской области в Индию по коридору «Север — Юг». Маршрут пролегал через Казахстан и Туркменистан до порта Бендер-Аббас в Иране по восточной ветке международного транспортного коридора. На границе с Ираном вагоны переправляли на колею 1 435 мм, соответствующую стандартам иранских железных дорог. Морской флот доставляет уголь от порта Бендер-Аббас до порта Мумбаи.
Андрей Панов подчеркнул: «По восточному маршруту транспортного коридора „Север — Юг“, который проходит через Среднюю Азию и Иран, в Индию отправили лишь одну партию в прошлом году, и дальнейшая отправка угля не планируется ввиду экономической нецелесообразности. Доставка занимает более месяца. Западный маршрут (через Азербайджан) не имеет железнодорожного соединения с Ираном, а портовая инфраструктура недостаточно развита для приема и отгрузки угля.»С 2022 года, после введения западных санкций, происходит поиск альтернативных путей вывоза угля, поскольку экспорт из Кузбасса на западное направление значительно сократился. В 2021 году было отгружено 115,1 млн тонн, тогда как в 2024 году эта цифра снизилась до 48,4 млн тонн. Основным направлением экспорта стало восточное, при этом объемы доставки по нему, по соглашению с РЖД, остаются уже три года на одном уровне.
Угольная отрасль Кузбасса привлекает более 90 тысяч сотрудников. Более 150 угольных предприятий региона добывают свыше 50% угля России. Эти предприятия играют ключевую роль в развитии городов региона, формируя основную долю налоговых поступлений в областной бюджет.