Свой новый фильм прославленный Ким Ки Дук посвятил вопросу кастрации и вытекающему из него поиску новых видов сексуального удовлетворения. Раскрыть тему мастеру удалось без единого произнесённого слова.
Представленный на киевском фестивале «Молодость» в качестве Специального события, фильм «Мёбиус» двумя месяцами ранее был показан в Венеции – тоже вне конкурса. Что удивляло: как так, почему новая работа обладателя прошлогоднего «Золотого льва» (за «Пьету») вынесена оргкомитетом за рамки основного соревнования?!. Однако подобные вопросы снимает сама картина – не то что бы слишком уж радикальная, но по целому ряду показателей не рекомендованная для просмотра широкой аудиторией. Хорошо знающим творчество Ким Ки Дука, конечно, не привыкать, но даже они вынуждены согласиться: прославленный певец жестокости на сей раз превзошёл сам себя, ударив по самому больному. И смотреть данный его фильм, скажем так, порой дискомфортно.
(Возможно, что и читать о нём будет не очень приятно, так что на всякий случай предупреждаю: нижеследующее не предназначено для слабонервных и содержит не то чтобы спойлеры, но краткое обозначение ударных эпизодов произведения.)
О чём же этот «Мёбиус»? Об обычной с виду семье: муж, жена, сын-подросток. Но уже первые кадры разрушают идиллию: мы, как и героиня, понимаем, что у мужа имеется любовница – но если нам всё равно, то женщина на экране воспринимает это чересчур близко к сердцу. Вскоре её отчаяние доходит до предела – и она берёт в руки острый нож. И наклоняется к спящему супругу с явно дурными намерениями. Мужчина вовремя просыпается – и даёт отпор. Подставляя тем самым под удар собственного сына – в комнату которого отправляется любящая, но помрачившаяся разумом мать. Не долго думая, она решительно отсекает парнишке надежду на будущее личное счастье – спасая, видимо, свою потенциальную невестку от тех же страданий, что испытывает в настоящую секунду сама.
Говоря прямо, она отрезает сыну его член.
Полностью или кусочком – это уж нам не показали, но и по обилию крови, и по тому, как ищет потом отец в сети статьи на тему «Трансплантация гениталий» и «Оргазм без пениса», можно предположить, что настоящего мужчины из юного героя уже не получится.
Дальнейший сюжет автор выстраивает как поиск ответа на столь непростой вопрос: есть ли жизнь после ТАКОГО? И находит, что сказать. В свойственной ему манере Ким Ки Дук открывает и исследует новые виды сексуальных потех – со слезами на глазах, но его персонажи всё-таки достигают заветного оргазма. Конечно же, через страшную боль (а как же иначе), конечно же, через привычное для южнокорейского мэтра терзание плоти. Но хоть так – всё лучше, чем совсем ничего.
Вообще, «Мёбиус» заслуживает наиподробнейшего, покадрового пересказа – как пример того, до чего может дойти в своих размышлениях на выбранную тему автор, для которого никогда не существовало табу и препятствий. Но всё же промолчим – предоставив радость открытия фильма самому зрителю, тем более что лента вскоре выходит в российский прокат. Скажем лишь, что нервный смех на сеансе обеспечен. И посоветуем не брать на этот раз в кино свою подружку. Мало ли, как ещё отношения сложатся… Не следует ей знать, какие возможны варианты развития событий.
Если радикальный сюжет уже давно привычен для поклонников режиссёра, то в художественном отношении он определённо покорил новую планку. Ленты Ким Ки Дука и ранее были немногословны, но в данном случае он и вовсе обошёлся без единого слова. Даже жаль, что он не догадался (или не захотел) сделать «Мёбиус» чёрно-белым – было бы уместно, а у французского «Артиста» и испанской «Белоснежки» появилась бы интересная компания. Но и без того в очередной раз доказано: кино может обойтись и без «бла-бла-бла». Было бы о чём сказать – а выразительные средства найдутся.
А сказать, судя по всему, Ким Ки Дук хочет то, что от секса – одни лишь неприятности. Ради мига похотливого удовольствия мужчины забывают о Благочестии и о Душе – чего им никак нельзя позволять. Подлинное утешение – в молитве. Без прочего можно и обойтись.
См. также:
«Жестокость и нежность Ким Ки Дука»
«Фестивальное кино: не всё то золото, что блестит»
« Как простой электрик изменил ход истории: фильм Анджея Вайды о Лехе Валенсе»