Военное дело Военные конфликты Политика

Кина не будет: ЕС не вытягивает ни собственную милитаризацию, ни помощь Украине

0 2654

Как и предполагалось, радость стран Европы от того, что Дональд Трамп разрешает поставки Украине американского оружия, но не бесплатно, а на европейские деньги, оказалась недолгой, особенно в части про «европейские деньги».

Уже на нынешнем этапе план Трампа, позволяющий Европейскому союзу платить за поставки оружия на Украину, усиливает давление на чиновников ЕС, ведущих переговоры о финансировании амбициозных планов блока по увеличению собственных расходов на оборону.

Планы по собственной милитаризации у европейцев более чем наполеоновские. Похоже, знавший толк в войне и милитаризации мсье Бонапарт вертится в гробу, как вентилятор. При этом непонятно, как поверх всего этого ЕС видит поддержание боеспособности Украинской армии, ведущей полномасштабную войну.

«Столько приоритетов, и так мало денег»

Коллаж. © ridus.ru

Неудивительно, что все эти обсуждения вносят вклад в напряжённые переговоры по составлению бюджета ЕС, в который входят 27 членов, в размере 1,2 триллиона евро (1,4 триллиона долларов США). Всё это происходит в то время, когда многие европейские столицы стремятся сохранить стандартное финансирование для фермеров и регионов, составляющее две трети бюджета. Как совместить данную задачу с предполагаемыми колоссальными военными расходами, остаётся непонятным.

«Столько приоритетов, и так мало денег», — заявил министр иностранных дел Чехии Ян Липавский.

При этом дипломат отметил, что расходы на оборону будут конкурировать с существующими потребностями, такими как сельское хозяйство. Переговоры будут очень сложными, добавил Липавский.

Сложный бюджетный процесс ЕС проходит на фоне меняющегося геополитического ландшафта. США при Трампе всё меньше внимания уделяют европейской безопасности и готовности региона поддерживать Украину. На неделе президент США пообещал предоставить «первоклассный пакет вооружений», но заявил, что расходы придётся оплатить европейским союзникам по НАТО.

Еврокомиссия (исполнительный орган ЕС) представит сегодня проект семилетнего бюджета на период с 2028 года. Главными вопросами повестки дня станут безопасность и конкурентоспособность.

Некоторые страны активизируют усилия по использованию совместных заимствований для усиления влияния блока. Многочисленные составляющие данного процесса осложняются необходимостью ускорить перевооружение ЕС после многих лет недофинансирования.

Длящийся четвёртый год украинский конфликт и нестабильная поддержка со стороны США обнажили потребность Европы в укреплении военного потенциала.

Во вторник предложение Трампа о поставках оружия за счёт европейской казны встретило прохладную реакцию. Глава внешнеполитического ведомства ЕС Кая Каллас предупредила, что если блок оплатит закупку американского оружия, то это будет равносильно поддержке со стороны не Америки, а Европы.

«Делаем всё возможное, чтобы помочь Украине. Призываем всех сделать то же самое. Если вы пообещали предоставить оружие, но говорите, что за него заплатит кто-то другой, значит, вы его не предоставили. Не так ли?» — сказала Каллас.

Реплика звучит несколько странно, поскольку Трамп на протяжении достаточно длительного времени заявляет, что отныне всё американское оружие будет поступать только за деньги. Что касается заявления Калласс, то она явно передёргивает. Её замечания были бы справедливы, если бы речь шла об оружии европейского производства. Однако Евросоюз не торопится открывать свои арсеналы. Буквально сегодня канцлер ФРГ Фридрих Мерц дал понять, что Германия воздержится от поставок Украине дальнобойных ракет Taurus.

Любые выделяемые ЕС расходы на оборону представляют собой отдельные траты, которые значительно меньше тех, что члены Евросоюза инвестируют по отдельности. Комиссар по обороне и космосу Андрюс Кубилюс подсчитал, что финансирование ЕС будет примерно в 40 раз меньше расходов на национальную оборону в следующем бюджетном периоде.

Договоры блока не позволяют использовать финансирование ЕС для закупок оружия у США для Украины. Об этом Кубилюс сообщил Bloomberg News.

Европейские столицы могут быть вынуждены использовать общеблоковый кредитный фонд в размере 150 миллиардов евро для совместных закупок, что потенциально высвободит национальные средства для закупок готового оружия у США.

Европа не тянет милитаризацию

Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен. © flickr.com

Данные вопросы становятся всё более сложными, поскольку многие правительства ЕС пытаются справиться с постоянно растущей задолженностью. На саммите ЕС в прошлом месяце Мерц предупредил, что рост задолженности между государствами и компаниями повышает риск нового финансового кризиса.

Другие, в том числе премьер-министр Испании Педро Санчес Перес-Кастехон, задаются вопросом, как можно выполнить новое обязательство НАТО по увеличению расходов на оборону до 5% от объёма производства, учитывая ограничения государственных финансов.

В сложившейся ситуации государства-члены, включая Францию, Испанию и Грецию, продвигают идею совместного заимствования как способа привлечения дополнительного финансирования. Испания предложила невозвратные гранты членам на восточном фланге региона. Италия входит в число правительств, настаивающих, что опора на государственный долг нецелесообразна, учитывая нестабильное финансовое положение ряда столиц.

Некоторые страны, долгое время выступавшие против крупных европейских бюджетов, теперь более открыты для инновационных решений, включая Данию. Однако в ходе состоявшихся в последние дни закрытых обсуждений Германия и Нидерланды по-прежнему не согласны с выпуском общих государственных облигаций для финансирования оборонных расходов.

Во вторник Липавский заявил, что выступает против совместного долга. При этом он отметил, что хотел бы погашения в первую очередь долгов, связанные с пандемией коронавируса. На них блок выделял средства в виде совместных облигаций.

ЕС создал финансируемый за счёт общего долга кредитный инструмент на сумму 150 миллиардов евро для предоставления дешёвых кредитов государствам-членам, которые могли бы участвовать в совместных закупках с некоторыми странами, включая Украину. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен призвала членов ЕС использовать данный кредит для прямых инвестиций на Украину, поскольку 40% промышленных мощностей не используется.

«Государства-члены могут брать кредиты SAFE и закупать продукцию напрямую у украинской оборонной промышленности. Для наших государств-членов это высокое качество, скорость и низкая стоимость. Для Украины же это не только важные доходы, но и возможность укрепить оборонно-промышленную базу», — заявила глава Еврокомиссии в июле.

ЕС готов использовать Украину в качестве прокладки

Сложившаяся ситуации обусловлена выходом США из западного пула поддержки Украины. Из неё видится достаточно простой и печальный для ЕС вывод. В нынешнем состоянии Европа не может тянуть одновременно и гонку вооружения, в которую поспешила включиться по причине «российской угрозы», и необходимую помощь Украине. Громкие заявления еврочиновников пока остаются простыми словами, из которых напрашиваются совсем другие выводы, на сей раз для Украины.

В условиях отсутствия необходимого объёма средств на быструю милитаризацию и модернизацию собственных армий европейская помощь Киеву будет осуществляться по остаточному принципу. И это очень плохая новость для Украины. Отсутствие реальной поддержки в виде денег, ракет и снарядов будет компенсироваться словами поддержки и красивой, но пустой риторикой на всех уровнях.

Евросоюз демонстрирует явные опасения за собственную судьбу. В этом случае Украина нужна ему в большей степени в качестве прокладки, назначение которой состоит в сковывании продвижения российской военной машины и её ослаблении, пока европейские страны будут восстанавливать боеспособность собственных армий.

Учитывая явные финансовые сложности Европы, реальные поставки вооружений Киеву сведутся к минимуму, позволяющему удерживать фронт от обрушения на протяжении максимально длительного времени. Чем дольше будет длиться война, тем больше времени будет у стран ЕС для решения вопросов собственной безопасности.

Для Киева данная ситуация чревата настоящей катастрофой с постепенной утратой всё новых территорий и ростом невосполнимых человеческих потерь.