«Находка»
Россия, реж. Виктор Демент, в ролях: Алексей Гуськов, Надежда Маркина, Анастасия Шевелёва, Валерий Смирнов, Мария Сокова, Алексей Вертков.
Рыбинспектор Трофим — человек строгий, за сига в ушице с легкостью готов пятнадцать суток рыбакам отвесить. Людей он не любит («Вот дрянь народ», «Сволочь на сволочи»), и те отвечают взаимностью: вот раз веслом сзади огрели, так еще спасибо скажи, что не убили. Очнулся Трофим, а лодки нет — и до дома теперь одна только дорога: по бережку да нехоженым тропкам. И надо же как случилось — новорожденную девочку нашел, нерадивой матерью брошенную. «Напаскудила, а я расхлебывай!» — и что теперь делать? Понятно, что мать надо найти, округа небольшая, но что дальше? Убить? Простить?.. Нет теперь Трофиму покоя.
Трейлер фильма «Находка»
Экранизация повести Владимира Тендрякова, опубликованной в 1965 году, лишена примет времени: что заснеженный лес, что холодное озеро, что сельские избушки — за полвека мало что изменилось. Разве что как-то раз в кадр попадает современный телефон-автомат — но не в нем же дело. Представляя картину московскому зрителю 1 декабря, режиссер Виктор Демент отметил, что ему хотелось сделать историю, которая и про вчера, и про сегодня, и про завтра — вневременную, почти библейскую. И это правда: суть фильма кроется не в деталях эпохи, а в самом устройстве жизни, не меняющемся в зависимости от ветра. «Вы что-то больно хорошо в бабском горе разбираться стали», — упрекает мужиков вырастившая троих детей мать; ну а разве горе 1965-го так уж сильно отличается от горя 2015-го?..
Кадр из фильма «Находка»
На фоне многочисленного «доброго кино» с удивительным переизбытком оптимизма «Находка», конечно, картина безрадостная, пусть никого не обманет первый кадр с «веселенькой» скатертью, усеянной подсолнухами. Драма Трофима еще и в том, что, неожиданно так близко к сердцу принимая чужую судьбу, он вдруг понимает, что рядом с ним-то тоже есть люди, которых он с течением лет перестал любить, загрубев душою. «Квелая ты какая-то, не баба, а пень», — совсем недавно говорил он жене, с которой прожил вот уж тридцать лет; а родную дочь и вовсе не желал пускать на порог, осерчав и не простив за былое.
Осуждая других, не лучше ли в первую очередь присмотреться к самому себе? И настаивая, что «Не может эта земля без закона жить, не может!», — не правильнее ли вспомнить, что важнее всего — нравственный закон внутри нас? Который позволяет не держаться за чужие указы, а оставаться человеком — это ведь главное… И одно дело — прошагать с десяток километров через лес, и совсем другое — выдержать не физическое, а моральное испытание, чтобы прийти к такому простому, но такому порой недоступному выводу: «Я тебе помог, может, и ты кому поможешь», — согревающему даже сильнее тепла собственного дома.
«Кино мы снимали для зрителя», — говорит режиссер, одновременно и радуясь фестивальному успеху, и надеясь, что ему приведется увидеть полные залы не только во французском Онфлёре, где картина получила сразу три награды, включая Приз зрительских симпатий. «Послужной» список фильма был открыт еще летом, когда жюри «Кинотавра» отметило за лучшую операторскую работу Андрея Найденова. Наверняка он продлится в ближайшее время и на «Золотом орле», и на «Нике»: достойных мужских ролей в этом году в нашем кино было мало, и Алексей Гуськов — один из несомненных претендентов на получение и национальных кинопремий.
Но опять же: кино — для зрителя, а зрители — это вы, читающие эти строки.