Кино

Кино: британские интеллектуалы тоже изменяют друг другу

0 1047

«Вечеринка» (The Party)

Великобритания, реж. Салли Поттер, в ролях: Кристин Скотт Томас, Тимоти Сполл, Киллиан Мёрфи, Патришия Кларксон, Бруно Ганц, Эмили Мортимер, Черри Джонс.

Сайт фильма

Сегодня все поздравляют Джанет: её не просто повысили, она не просто сама теперь начальник, отныне она — министр здравоохранения от оппозиционной партии; «Триумф для всех женщин», — лучшая из оценок достигнутого после пройденного пути. Но столь торжественно начавшаяся вечеринка вскоре скатится с рельс — и уже через какой-то час самые близкие друзья обменяются неутешительными репликами вроде «После этого вечера я не хочу тебя видеть» и не имеющими ответов вопросами «Я потратила свою жизнь на мираж?» и «Как мы до этого докатились?..»

Трейлер фильма «Вечеринка»

У «Вечеринки» есть масса привлекательных плюсов, не позволяющих её пропустить. Это именитый британский режиссёр с репутацией мастера интеллектуального кино; это легендарный российский оператор Алексей Родионов, про которого достаточно сказать, что он снял «Иди и смотри» и культовый телесериал «Противостояние», а вместе с Салли Поттер — её самую известную картину «Орландо» (в новой совместной работе они пришли к согласию насчёт элегантного ч/б).

И, разумеется, это сверхзвёздный актёрский ансамбль — собрание замечательных артистов, каждый из которых заслуживает особого внимания (пожалуй, менее всего нам знакома Черри Джонс, но если начать перечислять фильмы остальных — это будет надолго).

Однако это то, что лежит на поверхности, то, что хорошо для анонса. Но и минусов у этого фильма предостаточно.

Кадр из фильма «Вечеринка»

С одной стороны, похвально, что мастера не желают простаивать без дела. В ситуации, когда большое кино делать всё дороже, самый правильный путь для многих из них — найти историю, которая может увлечь зрителя на час с небольшим, насытить её нестыдными диалогами, позвать подходящих и дружески настроенных людей, запереть их в трёх комнатах (здесь: кухня, гостиная, туалет и огороженный дворик) — и дать им поиграть, надеясь на то, что дальше всё вырулит само собой; главное только, чтоб камера успевала за говорящими.

Примеров подобного рода фильмов в последнее время становится всё больше, разговорные независимые драмы словно переживают второе рождение — а всё потому, что есть ещё люди, которых не зовут работать над блокбастерами, и их большинство. Самый, пожалуй, безупречный вариант этого года (в нашем прокате) — итальянские «Идеальные незнакомцы», недаром уже получившие несколько ремейков (говорят и про российский). «Вечеринка» пробует угнаться следом, держа козырем хорошо узнаваемые лица, но откровенно проигрывает, показывая, что драма драме рознь, хотя различия между ними порой — в невидимых нюансах.

Кадр из фильма «Вечеринка»

Как и «Идеальные незнакомцы», лента Салли Поттер вскрывает некрасивые семейные тайны — то, что лучше не знать, чтобы не расстраиваться. Постепенно выясняется, что кто-то с кем-то спал, — и это нехорошо, и появляющийся пистолет (он уже в первом кадре нацелен прямиком в камеру), по идее, должен добавлять напряжения. Так в чём же причина возникающей скуки?..

Быть может, слишком нарочито подобраны пары? Изменяющие друг другу супруги; обязательные лесбиянки, ждущие ребёнка (вернее, трёх детей разом); циничная язва-жена с доброхотом-миротворцем мужем; разгорячённый наркотиками импульсивный рогоносец… Или беда в том, что собравшиеся — англичане-интеллектуалы, и потому витиеватая нить рассуждений ведёт их от критики западной медицины к нацизму, а оттуда — к понятию греха как такового?..

Кадр из фильма «Вечеринка»

Есть, впрочем, предположение, что всё дело в возрасте: смотреть на ссору пожилых людей не так весело, как на раздраи молодых. Про молодых мы подсознательно понимаем, что так или иначе у них всё ещё наладится, вся жизнь впереди, возможно продолжение любого рода. Но та же самая история с участием 75-летнего (на момент съёмок) Бруно Ганца определённо не столь весела, к тому же если один из персонажей признаётся, что ему поставлен смертельный диагноз. С этим, кстати, связано и естественное недоверие к одному из сюжетных поворотов: трудно поверить, что вот этот дряхлеющий профессор сумел преодолеть разницу в пару десятилетий и затащить в постель жену успешного (надо полагать) финансиста.

Одно накладывается на другое, и «Вечеринка» в итоге что-то не клеится, не давая разрушиться незримой стене между героями и зрителем, не позволяя нам соотнести себя с ними, проникнуться их горестями и проблемами. И хотя рецепт у фильмов один, блюда получаются разные.

Кадр из фильма «Вечеринка»