«Чёрная месса» (Black Mass)
США, реж. Скотт Купер, в ролях: Джонни Депп, Джоэл Эдгертон, Бенедикт Камбербатч, Рори Кокрейн, Джесси Племонс, Кевин Бейкон, Дакота Джонсон, Джулианна Николсон, Кори Столл, Питер Сарсгаард, Адам Скотт, Джуно Темпл.
Когда-то в Южном Бостоне вместе выросли три друга-ирландца. К 1975-му один из них стал агентом ФБР, другой — сенатором, а его брат успел отсидеть девять лет в Алькатрасе и выйти по УДО. Понимая, что такую связь не разорвать, первый обращается к третьему с интересным предложением: немножко постучать на чрезмерно досаждающих общественности итальянцев — получив в обмен свободу личных действий, полагающуюся ценным информаторам. Джимми Балджер подумал, согласился и с развязанными руками наворотил потихоньку такого, что преступные свершения посаженных к тому времени макаронников на его фоне заметно поблекли.
Трейлер фильма «Чёрная месса»
Как недавно отмечалось в связи с «Легендой», сказать что-то новое в бандитско-гангстерском жанре очень трудно: тут либо старые песни перепевать (всё равно ведь слушают), либо придумывать для привлечения внимания разнообразные фокусы. В той же «Легенде», например, было два Тома Харди, в «Джонни Д.» (Деппу не впервой играть «особо опасных») режиссёр с оператором отказались воссоздавать дымчатую ауру ретро и снимали на сверхчёткие камеры так, будто это и не кино вовсе, а свежие новости (правда, сей концептуальный ход был оценён далеко не всеми).
Поначалу кажется, что «трюк» этого фильма заключён только в том, чтобы загримировать до неузнаваемости суперзвезду, сделав красавчика Деппа похожим на сильно (ещё сильнее, чем в жизни) постаревшего Рэя Лиотту (про которого тут вспоминаешь сразу, ведь уже в первом кадре один из персонажей уверяет собеседника: «Я не крыса»; см. «Славные парни»). И хотя, конечно, редко когда именно грим спасал целую картину, в данном случае нельзя не признать, что здесь он делает великое дело: постепенно ты просто забываешь, что главную роль исполняет Джонни Депп.
Никаких тебе замашек Джека Воробья, никаких былых и давно поднадоевших фриков, ничего из прежнего арсенала, отработанного до высшей степени изношенности. Получив новое лицо (как и в прошлогоднем «Бивне», где актёр даже скрылся за творческим псевдонимом), Депп создал цельный, мощный и психологически оправданный образ, которому для пущей убедительности не нужны излишние ужимки. Для превосходного артиста, в последнее десятилетие застрявшего в трясине своей чрезмерной узнаваемости, «Чёрная месса» — подарок судьбы и большая удача. Нет смысла пророчить ему «Оскара», но какая-то (пусть и малая) вероятность попадания в номинации всё же имеется.
Но, кстати, ещё больше шансов (опять же, чисто теоретических) на это — у Джоэла Эдгертона, который в «Великом Гэтсби» уже переиграл Леонардо Ди Каприо, а в «Исходе» был определённо свежее Кристиана Бэйла. 41-летний австралиец явно поймал волну — и в скором времени, очевидно, начнёт собирать все награды. И в этом фильме его роль даже поглавнее депповской.
Потому как по ходу развития сюжета выясняется, что грим — это и правда не более чем хитрая уловка, которую бросятся обсуждать те, кому недосуг погружаться в смысловые глубины. Настоящая же новизна «Чёрной мессы» — собственно, само название, если разобраться, на это и намекает — в том, что это не очередная история (сколько их было!) про «врага общества № 1», а невыдуманный рассказ про то, что ФБР с этим дьяволом если не дружило (хотя можно расценить и так), то по крайней мере мирилось, исключительно долгое время продлевая заключённую с ним сделку.
В принципе, конечно, даже этим Америку не открыли — будто мы не знаем ничего про продажных копов. Но тут всё-таки имеется определённый поворот, свидетельствующий, что глаза спецагенту затмили не только деньги, но и какие-то благие цели и благородные идеи — например, превратно понятая верность друзьям, с детства влитая в кровь улицей. Ставя на конвейер «небольшую ложь, чтобы защитить большую правду», фэбээровец забывает о своём подлинном месте в пищевой цепочке — и защищает ловкого (якобы) стукача, который сам при этом вовсе не чурается лично убивать других (по его мнению) стукачей, лишь только на тех падает тень полицейского участка.
Ещё один плюс фильма — его непробиваемая невозмутимость. Позволяющая простить даже такие совершенно шаблонные ходы как помощь старушке, игра с престарелой мамочкой в картишки или «неприятности», возникающие из-за слишком быстро выданного рецепта стейка. Играя по всем давно известным правилам жанра, режиссёр Скотт Купер (дебютировавший шесть лет назад довольно тошнотворным, зато оскароносным «Сумасшедшим сердцем») умудряется обойти коварные ловушки и сохранить интригу даже при предсказуемом, естественно, финале. Похоже, он услышал слова своего центрального героя: «Бей сильнее, если я встану — я сожру тебя», — и ударил по зрителям так, как только оказался способен. Встать, конечно, после этого всё-таки можно, но вот даже кусаться — точно не хочется.