Кино

Кино: «Девушка из Дании» напомнила, что трансгендеры среди нас

4 1667

«Девушка из Дании» (The Danish Girl)

Великобритания — Бельгия — США, реж. Том Хупер, в ролях: Эдди Редмэйн, Алисия Викандер, Маттиас Шонартс, Бен Уишоу, Себастьян Кох, Эмбер Хёрд.

Сайт фильма

В 1926-м году Эйнар Вегенер, один из лучших пейзажистов Дании, с пугающей постоянностью рисующий одно и то же болото, соглашается помочь своей любимой красавице-жене (тоже художнице, но не такой прославленной). Герда не успевает закончить картину к выставке и просит попозировать его вместо отсутствующей балерины, для чего надо надеть чулки и туфли. «Просто расслабься», — улыбается она, никак не подозревая, к каким последствиям приведёт её просьба.

Трейлер фильма «Девушка из Дании»

Вскоре Эйнар украдёт её ночнушку, начнёт расхаживать в платье и даже заведёт интрижку на стороне. Оказалось, что внутри него всегда жила Лили — которая, высвободившись, уже не намерена прятаться обратно. «Я всегда был милашкой, просто ты не замечала», — смущённо хихикает он. «Шлюху из неё не делай!» — настоятельно просит Грета. Врач объясняет «болезнь» «химическим дисбалансом», Вегенер находит другого и решается на операцию по смене пола — одну из первых в истории.

На пресс-показе фильма «Голос улиц» позади меня сидели российские рэперы, пришедшие заценить жизненный путь своих американских братьев; рекламный ролик «Девушки из Дании» они приняли, если выразиться помягче, с гневным возмущением, он оскорбил их до самой глубины их чуткой рэперской души. Один такой случай не говорит, конечно, об отсутствии толерантности во всей России, но что-то всё-таки подсказывает, что фильм о том, как мужик добровольно отрезал себе яйца, не будет пользоваться у нас сногсшибательным успехом. Это в развращённых свободой европах позволяют себе всякого, у нас с подобными типчиками баловаться не привыкли — отчего сам факт выхода картины в относительно широкий прокат можно засчитать пусть самоубийственным, но подвигом.

Ролик «Девушки из Дании», посвящённый героям фильма

«Оправдать» прокатчиков могут имена создателей фильма, мимо которых не пройдут ценители настоящего кинематографа. Режиссёр — Том Хупер, за плечами которого, помимо ярких телевизионных работ, оскароносный «Король говорит!» и отличная экранизация «Отверженных». В главной роли — Эдди Редмэйн из тех же «Отверженных», год назад получивший «Оскар» и все прочие награды англоязычного мира за «Вселенную Стивена Хокинга». Сыграв злодея в «Восхождении Юпитер», он вскоре упрочит свою репутацию беспроигрышным сказочным блокбастером «Фантастические твари и где они обитают». Напарницей ему стала Алисия Викандер, за последний год также сменившая статус с «не понять кто» на «восходящая звезда мирового экрана» («Из машины», «Воспоминания о будущем»«Агенты А. Н.К.Л.»).

Кроме того «Девушка из Дании» принимала участие в конкурсе Венецианского фестиваля и по итогам года получила пять номинаций от Британской киноакадемии и четыре — от Американской. Так что ещё больший скандал мог бы разразиться, пролети такая работа вовсе мимо наших экранов.

Ролик фильма «Девушка из Дании», посвящённый режиссёру Тому Хуперу

Между тем повод для скандала, на самом-то деле, минимальный. Сколь неловко с этим соглашаться, но трансгендеры давно уже среди нас — это надо осознать просто как факт, восприняв, соответственно, фильм не как урок политкорректности (хотя и это тоже), а в первую очередь в качестве исторического экскурса (забавно, но ровно то же самое можно было сказать и про «Голос улиц» с его рэперами). Каждому — своё; для кого-то заявленная тема — повод для шуток, иные отнесутся к рассказу серьёзно; выводы все сделают самостоятельно.

Удивительнее как раз то, что вышеперечисленные имена отлично смотрятся на афише, но непосредственно в фильме их достижения не кажутся столь безусловными. Том Хупер старательно держит себя в руках, уделяя больше внимания не страстям, а предельно живописным кадрам, показывающим архитектуру и быт Копенгагена, Парижа и Дрездена. Он вводит в сюжет несколько чисто режиссёрских приёмов (история подаренного платка, например), но остаётся уж как-то больно далеко от зрителя. Возможно, подобная холодность и есть самая правильная в данном случае интонация, но от неё остаётся ощущение, что чего-то в картине определённым образом не хватает.

Ролик фильма «Девушка из Дании», посвящённый актёру Эдди Редмэйну

Эдди Редмэйн поражает, конечно, вживанием в образ. Будучи, несомненно, необычайно одарённым артистом, мажет он щедро, только вот одной краской. Ему удалось показать, кто такая Лили, но с Эйнаром вышло чуток хуже. Как явствует из фильма, у героев было всё в порядке с сексуальной жизнью, время для любовных утех находилось как вечером, так и утром (благо завести ребёнка за шесть лет брака у них так и не получилось). И вопрос, как можно было отказаться от женщины с внешностью Алисии Викандер, не получил в картине ответа.

Самой Викандер пришлось здесь, к слову, даже сложнее, чем Редмэйну — ей выпало играть главную роль при такой непобедимой «конкурентке». Девушка из Дании — не Лили Эльбе, а Герда Готлиб, женщина, которая была вынуждена принять доставшегося ей мужчину таким, каков он есть, согласившись с его решением разрушить их брак, до поры до времени наполненный взаимной любовью и нежностью. Выясняется, что мужем в этой семье всегда была именно она — сама пригласила Эйнара на свидание, сама впервые поцеловала. Она сумела, как сейчас говорится, монетизировать преображение супруга, сделав его (её) своей основной моделью и добившись благодаря этому столь желанной для каждого художника выставки в Париже. И она сумела отпустить его (её), какой бы болью не отзывалась в душе случившаяся в судьбе перемена…

Ролик фильма «Девушка из Дании», посвящённый актрисе Алисии Викандер

К сожалению, не все акценты в этом образе были расставлены должным образом, что и привело к путанице в оценке: в Британии Алисия номинируется на приз как лучшая актриса, в Голливуде — за роль второго плана. Вряд ли ей светит победа в этом году, тем более что очевидно: самые лучшие работы у неё ещё впереди.

Пора подвести итог, и он сегодня таков: «Девушка из Дании» — фильм тонкий и красивый, социально важный и художественно значимый. Смотреть его необязательно, но знать о его существовании необходимо.