Кино

Кино: двенадцать колотых ран в «Восточном экспрессе»

3 2021

«Убийство в „Восточном экспрессе“» (Murder on the Orient Express)

США — Мальта, реж. Кеннет Брана, в ролях: Кеннет Брана, Мишель Пфайффер, Дэйзи Ридли, Лесли Одом мл., Джонни Депп, Дерек Джекоби, Джош Гад, Джуди Денч, Оливия Колман, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Сергей Полунин, Люси Бойнтон, Марван Кензари, Мануэль Гарсия-Рулфо, Том Бейтман.

Сайт фильма

Эркюля Пуаро, не без оснований считающего себя лучшим детективом в мире, срочно вызывают из Стамбула в Лондон. Несмотря на зимнюю пору, все билеты на «Восточный экспресс» проданы — и местечко для знаменитого бельгийца находится только благодаря знакомству с начальником поезда.

Вскоре тот попросит об ответной услуге: одного из пассажиров ночью убьют, а локомотив сойдёт с рельс из-за обрушившейся на него лавины — и «только вы способны обеспечить правосудие», решив эту головоломку, пока всё равно нечего делать.

Трейлер фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“»

Новая экранизация классического романа Агаты Кристи числилась среди самых ожидаемых премьер 2017 года благодаря своему звёздному интернациональному ансамблю. Впрочем, переплюнуть актёрский состав фильма Сидни Люмета 1974 года тут явно не удалось; решительно отстал новый «Восточный экспресс» от старого и по всем остальным пунктам.

Детективный жанр заведомо проигрывает всем прочим одним прискорбным обстоятельством. Можно заново рассмешить, можно в сотый раз растрогать, можно с большим количеством жертв переснять боевик и с более высоким качеством спецэффектов — фантастику; но что делать, если всем на свете известно имя убийцы?..

Нет, конечно, в любом случае велик процент тех, кто не читает детективных книг и не смотрит «давних» фильмов. Но в случае с Агатой Кристи «беда» в том, что «королева детектива» свой титул получила вовсе не зря: она придумала едва ли не все возможные варианты разгадки преступления при той схеме, согласно которой читателю предлагаются все улики и представляются все подозреваемые. И «Убийство в „Восточном экспрессе“» входит в этом плане в тройку её величайших достижений — наряду с «Убийством Роджера Экройда» и «Десятью негритятами». Тут невозможно — ну, очень трудно — забыть, кто убил, даже если просто случайно об этом услышал.

Фрагмент из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“»

Тем труднее задача, поставленная перед режиссёром Кеннетом Браной, который к тому же взял на себя и исполнение главной роли. Ему необходимо было сделать так, чтобы зритель не столько гадал о развязке, сколько наслаждался демонстрируемым представлением. Он подошёл к делу обстоятельно, но потерпел, увы, сокрушительное фиаско.

В его фильме очень много лишнего, но нет порой необходимого. В попытке нарастить сюжетный скелет сочным «мясом» сценарист картины напридумывал массу всего, в чём не было нужды, а режиссёр постарался оживить статичное расследование максимально разнообразными мизансценами. Но, справляясь с живописными пролётами над поездом, пока тот едет, Брана реально тормозит, когда «Восточный экспресс» останавливается.

Тут явно переборщили с мелодраматизмом и надуманными экшен-сценами — но это ещё можно простить. А вот отсутствие логики для детектива — непростительно.

Ролик фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“»

Свою основную ставку Кеннет Брана сделал на моральную составляющую вверенной его заботам истории. В прологе его Эркюль Пуаро безапелляционно заявляет: «Есть добро — и есть зло. Посередине ничего нет». Эта убеждённость в конце ленты даже заставит его молить (пусть и притворно) о смерти, так как, оставшись в живых, он попросту не смог бы солгать. И лишь понимание того, что перед ним — «убийство убийцы», приведёт прославленного детектива к миссионерской истине: «Порой людских законов бывает недостаточно».

Уходя от выведенной Агатой Кристи идеи негласного суда присяжных, Брана усаживает всех подозреваемых за стол леонардовской «Тайной вечери», меняя тем самым человеческое возмездие на божественное. Это — очень спорная трактовка данного произведения, не отвечающая духу романа. Но это — то малое, что режиссёр смог привнести в фильм действительно от себя.

Фрагмент из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“»

Весьма далека от идеала и актёрская игра. Она не плоха, но формат расследования — серия коротких допросов — не позволяет никому как-либо выделиться и запомниться.

Больше всего шансов, конечно, у самого Кеннета Браны: его Пуаро повёрнут на равновесии (заказывает два безупречных яйца; наступив одной ногой в навоз, для гармонии наступает и второй; просит собеседника поправить галстук, чтобы ровно было), вздыхает над портретом возлюбленной и заливисто смеётся, читая Диккенса. Но заставить нас проникнуться к его герою симпатией у артиста всё-таки не получается.

Из прочих пассажиров экспресса козырно щеголяет разве что Мишель Пфайффер, накануне 60-летия вознамерившаяся возродить свою завядшую карьеру. Чуть-чуть подчёркнут ещё престарелый слуга в исполнении Дерека Джекоби. Неверно будет говорить, что на безрыбье и рак рыба, но очевидно то, что никому более возможностей по-настоящему поиграть тут просто не предоставили.

Ролик о съёмках фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“»

Таким образом, здесь практически не на что и не на кого смотреть — как ни странно, учитывая размах постановки. Пуаро тут так часто говорит о том, что «заслужил небольшой отпуск», что его усталость, видимо, передалась всей съёмочной группе — и велика вероятность, устанут от фильма и зрители.