«Движение вверх»
Россия, реж. Антон Мегердичев, в ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Джеймс Тратас, Кузьма Сапрыкин, Александр Ряполов, Марат Башаров, Александра Ревенко, Виктория Толстоганова, Сергей Гармаш, Джон Сэвэдж.
В начале 1970-х советской сборной по баскетболу назначают нового тренера, который намерен применять собственную методику, близкую к американской, и сразу ставит условие: его игроки должны чаще играть с зарубежными командами. «Не надо ломать то, что работает», — возражают ему. «Это не тот баскетбол, который мне нужен», — говорит он.
В полной мере амбиции Владимира Гаранжина проявляются после победы команды на чемпионате Европы: на пресс-конференции он во всеуслышание заявляет, что на Олимпийских играх намерен победить сборную США, хотя «все знают, что это невозможно». Американцы не уступали никому и никогда, но «однажды должны кому-то проиграть. Я подумал: лучше нам», — полагает тренер, которого теперь в глаза называют психом…
Трейлер фильма «Движение вверх»
Бывают в жизни памятные дни (вернее, в данном случае — сеансы), когда зритель впервые встречается с фильмом, про который сразу понятно: вот он пришёл навсегда, отныне и навеки, вот он — новая и безоговорочная классика. Так было, например, четыре года назад с «Легендой № 17», так случится нынче с «Движением вверх», созданным той же продюсерской командой.
Это мощнейшее кино — по своему накалу, по своей энергетике. Здесь драйв удачно переплетён с лирикой, эмоциональная палитра охватывает множество оттенков, действие летит без единой остановки. Исполнивший главную роль Владимир Машков — очень простой и классный, совсем не такой, как в иных своих лентах последнего времени: душевный. Игроки все — отличные: и персонажи, и артисты. Сценарий проработан от и до, режиссура крепкая, уверенная, камера и монтаж — улётные, художники — молодцы, музыка цепляет и держит.
Фрагмент постера фильма «Движение вверх»
Финальная игра по накалу страстей и качеству съёмки сопоставима с аналогичным финалом хоккейной «Легенды». Авторы используют те же самые драматургические приёмы (знакомые уже нам болельщики как на трибунах, так и возле телевизоров), но они вновь работают, так как сделано всё на необычайной высоте. Лишний раз доказано: можем, когда захотим. Спорт в российском кино научились снимать экстра-уровня.
Счёт по углам экрана позволяет посекундно следить за развитием матча, в котором американцам впервые удалось сравнять счёт (у наших порой было десять очков преимущества!) лишь за три секунды до финальной сирены. Эти три секунды — «Вагон времени, можно выиграть, проиграть и снова выиграть» — и вошли в итоге в историю мирового спорта как нечто совершенно необыкновенное. Не зря они заранее обыграны в фильме в обязательной любовно-драматической линии: «А тебе скажут: три минуты осталось жить? А три секунды?!» — спрашивает возлюбленная Александра Белова, узнав о его роковом диагнозе, и заключает: «Пока живой — всё можно».
Тизер фильма «Движение вверх»
Нельзя сказать, что здесь хорошо решительно всё. Плохо уже то, что создатели ленты не смогли договориться с вдовой тренера Владимира Кондрашина и заменили главному герою фамилию. При желании тут можно придираться и придираться — то к одному, то к другому. Но — нет такого желания! Есть желание только хвалить да нахваливать.
— Никто, кроме тренера, не верил, что мы можем выиграть.— Даже мы.
В конце — слеза. Очень круто.