Кино

Кино: Джулия Робертс и Николь Кидман сыграли в одном фильме

0 9438

«Тайна в их глазах» (Secret in Their Eyes)

США, реж. Билли Рэй, в ролях: Чиветель Эджиофор, Николь Кидман, Джулия Робертс, Дин Норрис, Джо Коул, Майкл Келли, Альфред Молина.

Сайт фильма

Лос-Анджелес, 2002-й год, после 11-го сентября прошло всего несколько месяцев. Неподалёку от мечети найден труп девушки, убитая — дочь одной из сотрудниц ФБР. Её коллега находит вроде бы незначительную, но при этом и многообещающую зацепку — однако сталкивается с тем, что раскручивать дело ему не дают. Оказывается, его подозреваемый — «свой» человек в мусульманской общине, а золотое правило борьбы с терроризмом гласит: «Защити стукача». Ведь что важнее: предотвратить новый теракт и спасти тем самым сотни жизней — или посадить за решётку банального насильника и убийцу?..

Спустя тринадцать лет теперь уже отставной агент уверяет бывших сослуживцев, что наконец-то нашёл преступника, некогда ушедшего от правосудия. Проблема лишь в том, что этого негодяя за прошедшие годы находили уже раз двадцать — да всё оказывался не тот…

Трейлер фильма «Тайна в их глазах»

Вы либо знаете, что это ремейк фильма, который вы уже видели, — либо не знаете, не видели и придёте на сеанс с чистой душой. Исходя из этого, нужны две рецензии: в одной имеет смысл сравнить новое кино с оригиналом, в другой — оценить картину саму по себе, без какой-либо оглядки. Учитывая, сколь «популярны» у нас аргентинские ленты, предположим, что во второй группе зрителей будет куда больше — а потому сперва обратимся к ним.

«Тайна в их глазах» — образцовый детектив-триллер, который можно смело рекомендовать всем поклонникам жанра. Здесь цепляет уже то, сколь ненадёжна единственная улика: сыскарь определил убийцу… по взгляду на фотографии!.. Всего лишь взгляд, брошенный на будущую жертву, — достаточно ли это для того, чтобы заподозрить человека?!. Улика № 2 — найденный в доме потенциального злодея нарисованный им комикс; что, серьёзно?..

Понятно, что прокурор смотрит на всё это с сомнением, призывая героя заниматься своим делом и не отвлекаться от борьбы с терроризмом. Тем более что «этот парень официально неприкосновенен», — так невольно проводится параллель с «Чёрной мессой», которая по существу была ровно о том же: ради своих (благородных, естественно) целей ФБР готово покрывать кого угодно, предоставляя таким образом своим осведомителям карт-бланш на совершение любых злодеяний.

Кадр из фильма «Тайна в их глазах»

Но что притягивает к фильму в первую очередь — это его актёрский состав: не просто, а интригующе звёздный — Николь Кидман в компании с Джулией Робертс! Две супервумен, которым становится всё труднее раздобыть для себя выигрышные роли — известно ведь, что женщина в Голливуде традиционно перестаёт быть любимицей, когда ей исполняется сорок, а сегодня обеим актрисам уже по 48…

Что особенно любопытно: сюжет картины постоянно перепрыгивает через временную пропасть в тринадцать лет, позволяя тем самым и «красотке», и «колдунье» показать себя как будто бы «до» и «после». Только вот Кидман за эти годы не меняется совершенно — и свободно пользуется возможностью подтвердить свой статус немеркнущей Дивы. Зато Робертс не побоялась оказаться на её фоне форменной старушкой, неузнаваемо постарев «на миллион лет», — что не удивительно для потерявшей дочь героини и позволяет восхититься не столько актёрским, сколько женским подвигом (предрекать ли тут грядущие номинации?..).

Кадр из фильма «Тайна в их глазах»

И та, и другая имеют по меньшей мере по одному мощному выходу: одна мигом делает выводы о допрашиваемом по взгляду, брошенному на вырез её блузки; вторая выступает против смертной казни, уверяя, что «смерть слишком хороша для этого парня». И не суть даже важно, что в масштабах фильма обе оказываются на втором плане за Чиветелем Эджиофором («12 лет рабства»), на которого падает едва ли не вся сюжетная ответственность. Это как раз тот случай, когда в кино пойдут явно не на мужика посмотреть.

Что ещё выгодно отличает эту ленту от прочих — тихий «звук лопнувшей струны», в качестве которого выступает невысказанная тоска по тому, куда ушли эти годы. Тринадцать упущенных лет — в течение которых Рэй методично пролистывал фотографии американских заключённых, Клэр поднималась по службе, тоскуя по ускользнувшему чувству, а Джесс изводила себя так, как не каждому доведётся даже придумать… Пожалуй, эта грусть-печаль — лучшее, что привнёс в чужую историю Билли Рэй, опытный сценарист, изредка практикующий в режиссуре.

Кадр из фильма «Тайна в их глазах»

Тут вспомним о вышесказанном: «Тайна в их глазах» — ремейк, и некоторые киноманы могли видеть оригинал просто потому, что в 2010-м году аргентинский триллер Хуана Хосе Кампанеллы (режиссёра, работающего преимущественно на ТВ) выиграл иноязычный «Оскар», обойдя на финишной прямой работы европейских грандов Михаэля Ханеке и Жака Одиара («Белую ленту» и «Пророка» соответственно — на Каннском фестивале они разделили главные призы). Такого исхода тогда не ожидали, конечно, те, кому победивший фильм посмотреть не удалось — иначе споров было бы наверняка меньше.

От своих закалённых Каннами соперников «Тайна в его глазах» отличалась не то что каким-то высоким качеством, но финалом, от которого волосы становились дыбом; именно мощнейшая точка и решила всё дело. По-настоящему удивить насмотренных зрителей сейчас всё труднее и труднее — особенно после того, что сделал с жанром Дэвид Финчер в «Семи» и в «Бойцовском клубе». Там же это сделать удалось — и вряд ли кому ту концовку удастся забыть.

Кадр из фильма «Тайна в их глазах»

Когда стало известно, что Голливуд решился на ремейк (или на новую экранизацию романа Эдуардо Сачери, переведённого, кстати, и на русский язык), удивляла не замена местоимения (в США «их» так и было), а появление второй женской роли (откуда она могла взяться?). Теперь всё выяснилось — и надо сказать, что американская адаптация получилась весьма качественной, отнюдь не хуже аргентинской постановки. Бывают ведь ремейки, весь смысл которых только в том, что они сделаны на английском языке со звёздами. Эта лента — не из их числа: рассказывая почти ту же самую историю, её создатели всё-таки расставляют свои акценты. Взятая за основу сюжетная конструкция с её неотъемлемыми деталями обогатилась новыми обертонами, а иная расстановка центральных фигур позволила новому фильму, что важно, не стать бездумным повторением старого.

Показателен в этом смысле отказ от воспроизведения самой известной (за исключением финала) сцены той картины — длиннющего (и мастерского!) кадра, в котором камера опускалась на футбольное поле, оказываясь на трибуне среди болельщиков, а затем проникая внутрь стадиона. Вся «соль» оказалась не в этом кадре, как и не в замене игры на бейсбол — она по-прежнему в том, что «нам надо найти убийцу прежде, чем это сделает Джесс».

Кадр из фильма «Тайна в их глазах»