Кино

Кино: «Экипаж» — отечественный блокбастер №1 этого года

17 2924

«Экипаж»

Россия, реж. Николай Лебедев, в ролях: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Сергей Кемпо, Катерина Шпица, Сергей Шакуров, Елена Яковлева, Сергей Романович, Сергей Газаров, Алёна Бабенко, Вячеслав Разбегаев, Иван Агапов, Ирина Пегова, Василий Мищенко, Дмитрий Золотухин, Александра Яковлева, Дмитрий Муляр, Нина Усатова, Нина Гребешкова.

Сайт фильма

Характеристика у пилота Лёши Гущина хуже некуда: самовольничает, не признаёт инструкций и субординации, «как у людей» у него не получается. Но не скрыть — талантливый парень, «пилот от Бога», с крыльями вместо рук. Пока что его берут в авиакомпанию стажёром, на испытательный срок, вторым номером к опытному Леониду Зинченко, мужчине суровому и строгому. Полетав по свету, однажды они направляются в Азию порожняком, как вдруг с одного вулканического острова раздаётся сигнал бедствия…

Трейлер фильма «Экипаж»

Новый «Экипаж» — суперское, отличное кино, вобравшее в себя всё хорошее от былых советских традиций и всё лучшее от современного голливудского опыта. Здесь главенствует один незыблемый закон: для того, чтобы сопереживать героям, их сперва надо получше узнать и полюбить. И потому перед тем, как бросить отважных пилотов в огненную лаву, где взлетать — невозможно, а оставаться — погибнуть, нас с экипажем довольно подробно знакомят. У Гущина, например, папа — авиаконструктор, а у Зинченко сын — балбес; оба отца похожи тем, что сыновей считают за «дальних родственников». Лёша влюбляется в неприступную красавицу Александру (она тоже пилот), Леонид, почти не бывающий дома, вдруг получает зыбкий, но повод на всякий случай приревновать супругу. Тем временем стюард Андрей пытается завязать отношения со стюардессой Викторией, но ей «адреналина и без скалодрома достаточно».

Кадр из фильма «Экипаж»

Человеческий фактор — центральный, и когда внезапно вокруг начинается адовый кошмар, спецэффекты никоим образом не затмевают эмоции. Даже при экстремальном взлёте стюардессы закрывают багажные полки, просят испуганных пассажиров снять свои каски и пристегнуться ремнями — такова их работа. Даже в шаге от гибели раздаётся вопрос: «Скажите, а кормить будут?» — такова наша натура. Мальчик обеспокоенно спрашивает отца, только что чуть не сгоревшего заживо: «Не обжёгся? Подуть?» — это наивно, но естественно. «Как их успокоить?» — «Ласково!»; и нерв рождается не столько от грохота взрывов и отблеска пламени, сколько от медленно, но верно поднимаемой вверх руки — руки взаимопомощи.

Кадр из фильма «Экипаж»

Этим «Экипаж», несомненно, схож с «Экипажем» Александра Митты — и не будет их сравнивать только ленивый. «Вы сами в такую ситуацию не попадали», — раздаётся упрёк в адрес разруливающей ЧП штабной дамы; «Вы уверены?» — с вызовом отвечает она, и тут же узнаёшь в ней Тамару из того фильма (в отличие от Александры Яковлевой самому Митте досталась «роль» секундная и бессловесная). Но вопрос о «ремейке» мы уже осветили, говоря о премьере картины, а потому сейчас позволим себе сравнение другое — с «Легендой № 17», выпущенной три года назад той же творческой командой. В этом плане впечатления двоякие, и дело даже не в том, что сегодняшнее кино почти начисто лишено юмора и хлёстких запоминающихся фраз, которые вмиг могли бы обрести статус крылатых. Здесь нет ничего подобного памятному «Защищай ворота, Харламов, как Родину свою защищай!», — но беспокоит, конечно, вовсе не это.

С одной стороны, новый фильм — безусловно, событие схожего масштаба: это штучное изделие колоссального объёма, у нас таких картин попросту не делают, это надо видеть, этим следует гордиться. Вся техническая часть, от декораций до спецэффектов, сценарные и режиссёрские находки, многочисленные актёрские удачи — всё это на высочайшем уровне, всё это даёт создателям ленты право снова гордиться честно и талантливо проделанной работой.

Кадр из фильма «Экипаж»

С другой стороны, «Экипаж» — кино совершенно иного рода. «Легенда № 17» — фильм о спорте, биография звезды; здесь — фильм-катастрофа, всё выдумано, но максимально реалистично. События первой картины, особенно её финальной части, превращали зрителей в болельщиков: «Гол! Ура! Давай ещё!» Но если в хоккей у нас играет далеко, далеко не каждый (и остальных это вовлекало в пространство картины лишь до определённой степени), то в самолётах время от времени летают едва ли не все — а потому когда кинозал из трибуны ледовой арены превращается в салон условного «боинга», смотреть на происходящее просто заинтересованно уже никак не получается. Ты теперь не «болеешь» — ты сам летишь этим рейсом, и кричать «Остановите самолёт, я слезу» совершенно бессмысленно.

«Экипаж» со своим с неба взятым возрастным рейтингом «6+» — отнюдь не то семейное кино, каким была «Легенда № 17». Конечно, здесь нет эпизодов, где было бы прямо показано насилие (хотя жертв будет предостаточно), и даже любовная сцена снята куда более целомудренно, чем в советское время у того же Митты. Но запредельная реалистичность всех этих «завирательных идей» такова, что о ней непременно следует предупредить всех особо впечатлительных и нервных зрителей, к каковым, разумеется, принадлежат и дети.

Кадр из фильма «Экипаж»

Говоря прямо, в кульминационных точках становится ну очень страшно — до той степени, что так и хочется последовать совету стюардесс: сложить руки пред собой, уткнуть голову во впередистоящее кресло, закрыть глаза, а при возможности ещё и уши. Имейте это в виду, если собираетесь и в будущем пользоваться услугами авиалиний — возможно, вы увидите в фильме нечто такое, что потом тщетно будете пытаться забыть.

Быть может, киношникам следовало бы добавить чуток условности — и тем самым сберечь наши нервные клетки. Но их «подвело» стремление не играть в поддавки, желание сделать запредельно качественный продукт безупречного мирового уровня; именно потому и хочется порой заорать от страха — потому что у них всё получилось. Эффект, однако, может оказаться обратным желанному: в первый раз картину ещё посмотрят, но вот будут ли потом любить и пересматривать?..

Кадр из фильма «Экипаж»

Возможно, впрочем, что испуг этот излишний. Сейчас же стоит пожелать фильму невероятных кассовых рекордов — он того заслуживает. Если вы смотрите лишь одну российскую картину в год, ею имеет право и даже должна стать эта новая работа Николая Лебедева.