«Жертвуя пешкой» (Pawn Sacrifice)
США, реж. Эдвард Цвик, в ролях: Тоби Магуайр, Лив Шрайбер, Питер Сарсгаард, Майкл Стулбарг, Лили Рэйб, Робин Вайгерт, Эвелин Брошу.
Бобби Фишер — самый молодой чемпион США по шахматам и самый молодой гроссмейстер в истории игры — мечтал стать еще и самым молодым чемпионом мира. Пропустив за шахматами и Вьетнам, и «Битлз», своими главными соперниками он видел русских: «Они лучшие в мире, а я их обыграю». К 1972-му году Бобби стал важной фигурой в войне мировоззрений: шахматные успехи советских игроков свидетельствовали, по мнению многих, об интеллектуальном превосходстве Союза над Штатами, Фишер оказался первым американцем, дошедшим до финала Чемпионата мира, — вот и вышло, будто паренек из Бруклина в одиночку решил выступить против всей Советской империи.
Трейлер фильма «Жертвуя пешкой»
«Жертвуя пешкой», вслед за недавней «Прогулкой», — еще одно доказательство того, что американское кино, ощутив давно охватывающий его кризис оригинальных идей, стало искать и находить источники вдохновения не только за рубежом (см., например, одновременно вышедшую «Тайну в их глазах»), но и в собственном нон-фикшене. При этом игровой фильм не назовешь с полным правом ремейком документального: что с того, что и там, и там сюжет крутится вокруг одних и тех же событий? Это же реальные факты! Одни интерпретируют их так, используя доступную хронику, другие — этак, разыгрывая сцены из давно минувших времен собственными силами. К тому же что плохого в том, что то или иное событие получит дополнительное освещение, коли того заслуживает? Очевидно ведь, что художественную картину посмотрит большее число зрителей — сколь прекрасной бы не была предыдущая, неигровая лента. Так что впору создавать список в помощь голливудским продюсерам: какие еще документальные работы могут со временем превратиться в блокбастеры?.. Кстати, еще посмотрим, насколько «Сноуден» Оливера Стоуна будет похож на отмеченного «Оскаром» предшественника.
Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»
В нынешнем случае авторы определенно черпали вдохновение в работе Лиз Гарбус «Бобби Фишер против всего мира», выходившей и в российский прокат, в связи с чем «Киноридус» писал:
Поразительный документальный фильм — и поразителен он в первую очередь тем, что даже из такой темы как шахматы может получиться не отпускающий ни на секунду «боевик». Казалось бы — есть ли на свете более спокойная игра? Но благодаря своему уникальному герою картина смотрится не хуже любого триллера — здесь столько энергии и напряжения, что позавидует любая голливудская выдумка.К чести Эдварда Цвика, его картина про Бобби Фишера оказалась не хуже. В отличие от Роберта Земекиса, излишне понадеявшегося на то, что 3D и IMAX отвлекут наивного зрителя от утраченного им умения рассказывать увлекательные истории, Цвик держит за первооснову именно сюжет — головокружительный сам по себе, даже в отсутствии спецэффектов. Правда, у него и козырей оказалось побольше: Бобби Фишер был ведь не просто гениальным шахматистом, который на крупном международном турнире мог посетовать, что тут и соревноваться не с кем (финальный титр сообщает, что шестая партия в его матче с Борисом Спасским до сих пор признается величайшей игрой в истории шахмат). Он был еще и болен на всю голову — что открывает безбрежные просторы как для драмы, так и для комедии; был бы глуп тот режиссер, который отказался бы этим воспользоваться.
Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»
Истоки детских страхов лежат еще в 1951-м: мать вундеркинда была революционеркой, как следствие — за их домом постоянно велась правительственная слежка. Шахматы стали способом отрешиться от пугающих шорохов, но не смогли избавить от кошмаров окончательно. «Ты выиграл, Бобби, не сходи с ума», — говорит сестра о его ссоре с матерью, но уже поздно. «У Бобби проблемы», — указывает один из его сторонников. «И у Моцарта они были», — парирует другой. И пока в ФБР пухнет папочка с грифом «Предполагаемый агент коммунистов», сам гроссмейстер бредит вселенскими заговорами, разбирает телефоны в поисках прослушки и просит убрать из гостиничного номера телевизор, потому как уверен, что русские подглядывают с той стороны.
Паранойя — это страшно, но Цвик, умело балансируя на тонком лезвии, не превращает свой фильм в одну только историю болезни. В нужный момент он надевает на героя бумажный пакет, при помощи которого тот прячется от журналистов со вспышками (вот, кстати, у кого позаимствовал «фишку» эпатирующий публику Шайа ЛаБаф), а затем не забывает вставить в рассказ уж совсем анекдот о том, как Фишер попросил для игры другую доску: эта слишком шумит, когда он ставит фигуру. Необходимым противовесом становится и наш Спасский, который тоже разговаривает со стенами и тоже поддается помешательству соперника, внезапно требуя … рентгенограмму стула (!); там и правда нашлись две дохлые мухи.
Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»
Юмор здесь необходим не только для того, чтобы избежать перегибов или сильнее подчеркнуть разницу игровой картины с документальной. Также он позволяет преодолеть ту несомненную сложность, что публика в своей массе вообще не понимает, что происходит на шахматном поле (российский зритель, надо думать, весь фильм прождет возможности выкрикнуть заветное: «Лошадью ходи!»). Конечно, определенные ходы тут же комментируются со стороны знатоками — но не передвижение фигур волнует больше всего, а борьба великого мозга с теми фобиями, что были рождены внутри него самого.
Иной режиссер слепил бы из этого трагедию, Цвик же выводит историю национального успеха: пусть Вьетнам мы потеряли, зато тут — выиграли. Благодаря этому вот парню, который не сумел преодолеть прогрессирующую болезнь, но заставил всех слушаться ее и выполнять свои даже самые безумные требования. Тем самым поставив Советский Союз на колени.
Ролик о создании фильма «Жертвуя пешкой»
Кстати, чтоб вы зазря не всматривались: пешкой, как объясняют авторы картины ее название, пожертвовал в результате не Фишер. Это он сам из шахматного короля, ставшего на какой-то миг по популярности вровень с рок-звездами, превратился в расходный материал для политиков, которые сперва использовали его, а потом разменяли, превратив в персону нон грата. Но эти печальные факты игровому кино уже не так интересны, для них достаточно и титров, венчающих повествование о несомненном торжестве американского разума.