Кино

Кино: Кейт Бланшетт предстала в образе бородатого бомжа

0 1482

«Манифесто» (Manifesto)

Германия — Австралия, реж. Джулиан Розефельдт, в главной роли — Кейт Бланшетт.

Страница фильма

Кейт Бланшетт примеряет на себя тринадцать разных образов — от бородатого бомжа до учёного в белоснежном спецкостюме, от манерного хореографа до репортёра под искусственным дождём. И реплики её — сплошь манифесты: «Наши дома должны быть как машины», «Надо очистить жизнь от хлама прошлого», «Нет — всему», «Всё, что я делаю как искусство — искусство» и тому подобное.

Трейлер фильма «Манифесто»

Если «Манифесто» и кино, то это кино для образованного зрителя. Очень подкованного или стремящегося стать таковым. Потому что иначе может показаться, что автор откровенно над вами издевается — предлагая то выслушать шизофреническую речь на похоронах, то вдуматься в ещё более бредовую (да к тому же бесконечную) молитву перед семейным обедом («Я за искусство из пасти собаки, падающей с пятого этажа»), или и вовсе начиная выпуск телевизионных новостей с решительной фразы: «Всё современное искусство — подделка».

Кадр из фильма «Манифесто»

Персонажи фильма то задумываются, как можно упорядочить составляющий человека хаос, то заверяют нас в банкротстве буржуазных литературы и искусства, то обвиняют художников в тупости и бездарности за то, что те «прикрывают своё искусство искренностью» (искусство здесь — важнейшая из поднимаемых тем).

Сюжета нет, есть только образы, мизансцены и воззвания. Вот бродяга выкрикивает что-то с крыши. Вот мотоцикл минует индустриальные пейзажи. Вот стальной ковш захватывает груду мусора и перекладывает её из одной кучи в другую. Вот живой ворон вертит головой возле чучела медведя. Вот кукольник, уже изготовивший множество узнаваемых фигур ХХ века (среди них есть и Гагарин, и Ленин, и Сталин), с любовью одевает свою собственную фигурку.

Кадр из фильма «Манифесто»

В домике на берегу озера женщина презентует некий проект, заверяя о начале некой новой эры: «Мы стоим на пороге Великого Духовного». В ходе репетиции «инопланетного» танцевального шоу раздаются выкрики: «Поддержим живое искусство! Антиискусство!» Школьная учительница втолковывает первоклашкам, что «нет ничего оригинального», «самобытность — вот что ценно» и цитирует Годара: «Не важно, откуда ты что берёшь, важно, куда ты это превносишь». После чего поправляет выполняемое ими задание в соответствии с фонтриеровской «Догмой».

Кадр из фильма «Манифесто»

«Нынешний кризис обнажил систему капитализма». «Прошлое мы оставляем позади как падаль». «Страдания человека для нас не интереснее страданий электрической лампочки». «Человек лишь расходный материал разового употребления». «Наше искусство — это искусство революции».

То, что одним покажется несусветным бредом или ересью, будет опознано интеллектуалами: всё это — выдержки из знаменитых манифестов, так или иначе взбудораживших общественное сознание в предыдущем столетии.

Кадр из фильма «Манифесто»

Тогда прояснится и задумка автора, немецкого кино- и видеохудожника, профессора тайм-медиа из мюнхенской Академии изящных искусств. Тринадцать образов, воплощённых одной-единственной Кейт Бланшетт (своеобразный бенефис замечательной актрисы, крайне неординарный подарок всем её поклонникам), — это словно бы зримое воплощение некогда написанных кем-то текстов, современные ассоциации, родившиеся в ответ на давние слова. Буквальный ответ на звучащий из уст обдолбанной готки призыв: «Мы должны творить», — вот и натворили.

Жаль только, что манифесты эти не подписаны (имена их авторов мелькают разве что в самом начале), — и поэтому о грандиозном замысле приходится догадываться, поскрипывая мозгами.

Кадр из фильма «Манифесто»

Зрелище, конечно, очень странное. Это точно не игровое кино, но в то же время и не совсем документальное. Это вообще, наверное, не кино, а то, что принято понимать под «современным искусством», — нечто претенциозное и якобы насыщенное «высшим смыслом».

И идеальное место для «Манифесто» — не кинозал, а музей или даже галерея. Вот там этой работе Джулиана Розефельдта — самое место, там этот арт-объект может крутиться нон-стопом хоть круглосуточно. Там его встретят и оценят с большей теплотой и благодарностью.