Кино

Кино: «Контрибуция», или сермяжная правда исторического детектива

2 3746

«Контрибуция»

Россия, реж. Сергей Снежкин, в ролях: Максим Матвеев, Илья Носков, Сергей Перегудов, Елизавета Боярская, Надежда Толубеева, Евгений Дятлов, Константин Воробьёв, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич.

Сайт фильма

В 1918-м году белые отбивают Пермь у красных. В ближайших планах 27-летнего генерала (генералы постарше уже убиты) — наступление на Вятку, к весне он готов взять и саму Москву. Впрочем, имеется одно «но»: в корпусе Пепеляева предостаточно патриотического духа, но нет ничего более, что жизненно необходимо для ведения боевых действий. Хороши заявления: «Против такой силы большевикам не выдержать», — но где она, эта сила?..

Учитывая, что народ и без того уже ограблен большевиками, ставка делается на богачей: лучшие люди города в течение суток должны скинуться на 700 тысяч рублей золотом — это и называется здесь контрибуцией. Вкладом вдовы Чагиной становится бриллиант в 140 карат стоимостью 65 тысяч, однако вскоре он исчезает прямо из-под носа Пепеляева. По счастью, в эту минуту на расстрел ведут работавшего на красную милицию следователя Мурзина, которому генерал даёт шанс на реабилитацию…

Трейлер фильма «Контрибуция»

"Контрибуция" - фильм загадочный. Как детектив он несостоятелен: преступник очевиден ещё до того, как совершено само преступление. Интриги попусту нет, одни томительные разговоры. Как историческое кино — не лучше: демонстрация былой эпохи ограничивается парой уличных проходов и реквизитом, а так едва ли не всё действие заключено в одной-единственной комнате. Будь это театральным спектаклем, было бы, пожалуй, неплохо, но зачем это в кино?..

Артисты подобраны колоритные (в центре — звёздная супружеская пара, промеж них — первый исполнитель роли Фандорина, по бокам — узнаваемые лица), но беда в том, что играть им тут нечего. В качестве подозреваемых представлены не характеры, а типажи, маски: еврей, прохиндей, русский купец, «плотоядная голубица». Известно, что следователь владеет приёмами джиу-джитсу — но как это умение помогает ему в расследовании?..

Кадр из фильма «Контрибуция»

Быть может, спросите вы, отсутствие постановочного масштаба компенсировано внятно выраженной идеологией? Увы, и этого нет: причины гражданской войны не рассматриваются вовсе, правых и виноватых тут не ищут и не называют. Войдя в здание, генерал приказывает освятить его, совершив «обряд изгнания красных бесов», но чем он сам лучше — не объясняется. По всей картине разбросаны одинокие невнятные мазки, будто бы направляющие наше внимание на «нюансы»: на революционном матросе, например, — шуба Келдыша, однако и царские фабриканты-богачи — ничем его не лучше, с деньгами жмутся, Родину спасать не торопятся.

Скорбный вздох о том, что какими же были «вековые» устои, «если рухнули в одночасье, как балки», не приводит к дискуссии. Отчаянный возглас «Ветры злые дуют в России, война идёт» не находит сочувствия. Резюме «Это сермяжная правда гражданской войны» не вызывает ничего, кроме неуместной улыбки. И когда обокраденный генерал негодует на тех, кто решил, что в России можно теперь всё, выражая намерение «доказать, что это не так», так и хочется крикнуть в ответ: «Что ж ты такое сокровище из рук-то выпустил, дурень?! Перед кем похвастаться вздумал? Где глаза-то твои были?..»

Кадр из фильма «Контрибуция»

В памяти после просмотра остаются лишь две шутки — одна про ж*пу, вторая про бл*дство, да ещё дважды повторённая наука, согласно которой «по воинскому уставу стрелять при температуре ниже 25 нельзя — оружейная смазка замерзает». «Эстетическое удовольствие», якобы полученное персонажами от созерцания сбросившей платье молодой вдовы, представляется весьма и весьма сомнительным.

Короче, «Контрибуция» не достигает ни одной своей цели — если у её создателей вообще была хоть какая-то цель.

То, что картина снята по повести Леонида Юзефовича, ровным счётом ничего не значит: книга — это одно, кино — совершенно иное. Писатель мог и детективную линию умело выстроить, и исторический фон грамотно выписать — и уж не его вина, что экран ничего этого не показывает. А чья же тогда?.. Как правило, валить всё в таких случаях принимаются на режиссёра, но смущает то, что в финальных титрах Сергей Снежкин представлен как «режиссёр-постановщик основного материала» — что как будто бы «чётко» ограничивает предоставленные им услуги, словно бы намекая на то, что в фильме есть ещё и «неосновной» материал, и множество прочих моментов, к которым Снежкин, вроде бы, даже и не причастен.

Кадр из фильма «Контрибуция»

Вероятно, просчёт тут вышел коллективным. «Контрибуция», открывающаяся обновлённой заставкой «Ленфильма», была призвана начать новую главу в истории легендарной российской киностудии, но становится очередным её прискорбным поражением.