«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2» (The Hunger Games: Mockingjay — Part 2)
США, реж. Фрэнсис Лоуренс, в ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Дональд Сазерленд, Джулианна Мур, Натали Дормер, Вуди Харрельсон, Филип Сеймур Хоффман, Элизабет Бэнкс, Стэнли Туччи, Сэм Клафлин.
Китнисс Эвердин хочет убить президента Сноу.
Трейлер фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»
Ладно еще, если кто не помнит, чем заканчивалась прошлая «Сойка-пересмешница»: тому просто не понять, отчего в начале этой у Китнисс какие-то проблемы со связками. Но если кто (зачем-то) захочет начать свое знакомство с миром «Голодных игр» с финальной серии, предысторию ему придется домысливать самостоятельно: краткое содержание предыдущих трех частей не предусмотрено. И хотя в общих чертах тут все более-менее, наверное, можно понять и так, но вот полноценного удовольствия от того, как развивается любовный треугольник, новый зритель не получит.
Пит или Гейл? Сегодня этот вопрос столь же важен, как некогда — Эдвард или Джейкоб? Гарри или Рон?.. «Сомневаюсь, что мы все втроем выживем», — пессимистично заявляет одна из сторон этой классической троицы, и обреченные нотки понятны: этим героям тоже предстоит бой не на жизнь, а на смерть. Но разделит их не пуля, а личный взгляд на возможность гибели гражданских: точка зрения «Виноваты все, кто за Капитолий» необъективна и правдолюбивой Сойке может не понравиться.
Пропагандистский ролик для фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»
Поход на Капитолий — это уже не игра для телезрителей, хотя телевизионщики с обеих сторон постарались на славу: одни приготовили для повстанцев капсулы-ловушки и целое озеро нефти («Организаторы Игр знают толк в развлечениях»), другие для поддержания боевого духа вовсю снимают пропагандистские ролики — пускай и в арьергарде, но опасно и там.
Начавшись как убийственная пародия на реалити-шоу, «Голодные игры» превратились в итоге (отчасти) в сатиру на все современное ТВ, являющееся первым оружием в руках беспринципных политиков. Важен не сам успех операции, а ее правильное и своевременное освещение в СМИ: «Вы знали, что это дали в прямой эфир?» — восклицает ключевое лицо, признавая тем самым свое поражение. В записи было бы тоже эффектно, но именно живое включение обеспечило исход решающей битвы.
Пропагандистский ролик для фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»
К сожалению, смелости авторов хватает лишь на то, чтобы заявить тему — разрабатывать ее в полную силу оказалось все-таки боязно. Ассоциации вредят коммерции, особенно если прямо указывают пальцем. Капитолий — это Вашингтон или Москва, Лондон или Киев?.. Любую параллель лучше оставить открытой — это позволит собрать больше сочувствующих во всех прочих странах, по которым бродит сейчас призрак тоталитаризма.
Поэтому же прозвучавший ранее призыв к революции слегка нивелирован в финале «неожиданным» «откровением», что больше всех за свержение прежнего строя ратует тот, кто в будущем готов стать еще большим тираном. Мораль прозрачна: мало просто избавиться от диктатора — надо еще провести демократические выборы. Читавшие книги Сьюзен Коллинз к этому выводу были готовы, но тех, кто предпочел иметь дело только с экранизациями, центральная мысль всей истории может изрядно огорошить:
Убить можно кого угодно, даже Президента. Главное — не бойся пожертвовать собой.Еще один трейлер фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»
Неприкрытый политический мотив последних серий «Голодных игр» — единственное их несомненное достоинство. Вопрос только, в чью сторону оно обернется — и стоит ли проводить с выходящими из залов политинформацию, дабы избежать неверного толкования. Но о чем рассуждать действительно бесполезно — так это о художественных достоинствах завершенной франшизы. Их было бы куда больше, завершись сериал на первой же части. Зато сменив режиссера и снизив накал во второй, а потом и вовсе бросившись в пропасть ради разделенного пополам финала, создатели лент забрали всю кассу мира — а ведь именно это и считается нынче настоящей победой.