Главная премьера недели и одна из главных, несомненно, премьер прокатного киногода — «Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе, Большое Авторское Кино самой высшей марки. Прошлым летом фильм участвовал в конкурсе Московского кинофестиваля, где ничего не получил по одной простой, как нам кажется, причине: этот шедевр просто не с чем оказалось сравнивать, он был достоин совсем иного уровня состязания. Почему столь глубокую, серьёзную и выразительную картину не взяли другие, более престижные киносмотры — вопрос уже к их отборщикам; но важно то, что бесспорно высокий уровень данного произведения не нуждается в дополнительных подпорках. Велик список лент, в своё время не получивших вообще ничего, но вошедших впоследствии в золотой реестр мирового кинематографа; «Милый Ханс, дорогой Пётр» — из их числа, во что, конечно, хочется сейчас верить.
Трейлер фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»
Предваряющий повествование титр напоминает зрителю о том, что после подписания известного пакта 1939-го года между СССР и Германией установилось двухстороннее дружеское сотрудничество. Мы поставляли им сырьё, они нам — оборудование и инженеров для его отладки. Четверо таких специалистов, засланных на советский завод для производства оптического стекла, и находятся в центре истории: Вилли, Отто, Гретхен, Ханс. Нынешняя командировка для них — вовсе не за счастьем, у каждого — свои проблемы, долги, дети, жить не на что. Для выживания им нужно работать — а работа не клеится: увеличительные линзы — «чтобы видеть совсем далёкое совсем рядом» — выходят пока что бракованными, с пузырями. От этого — и от окружающей их тягостной обстановки (неотступные «провожатые», непрерывный контроль, режимная зона) — они постепенно «сходят с ума», что в один из дней приводит к трагедии. Но именно авария подсказывает инженерам правильный путь.
На дворе между тем конец мая сорок первого, и между делом немцы вспоминают факельное шествие, рассуждают о своём будущем в партии; англичане для них «лютые друзья», а белый шахматный король — лучше чёрного, потому как «настоящий ариец». «Мы должны рисковать, за нами Германия»; зритель понимает, что если герои и уедут в итоге на родину, то вскоре вернутся — чтобы вновь поставить ногу в свой же отпечаток, сделанный совсем недавно в свежем асфальте…
Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»
Из знакомых лиц зрители фильма узнают, скорее всего, только Розу Хайруллину да ещё, быть может, Анну Скиданову. Миндадзе не стал повторять условностей былой кинематографической эпохи — и на роли немцев взял непосредственно немцев: Якоба Диля (собственно Ханс), Биргит Минихмайр, Марка Вашке, Марка Хоземанна. Но и Пётр у него — пусть и свой, да пока что «чужой», не примелькавшийся: Андрюс Даряла. Впрочем, Александр Миндадзе — сам по себе большая звезда, классик советского кино, за девять лет и три фильма («Отрыв», «В субботу» и этот) ставший классиком и российского.
Прочие отечественные премьеры куда как менее амбициозны и на место в вечности не претендуют. «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» — экранизация популярной в интернете повести Дмитрия Шахова «Исповедь задрота», история двух друзей, начавших с порносайтов и в итоге с нуля, преодолев массу преград, построивших настоящую бизнес-империю.
Трейлер фильма «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota»
Режиссер картины Клим Шипенко («Любит не любит», «Кто я?») рассказывает:
Мне было интересно снять такое серьёзное кино, которое притворяется молодёжной драмой. В этой истории меня привлекла искренность повествования. Она о честности с самим собой, о дружбе и любви, рассказанная через взрослеющих молодых ребят, которые ищут своё место в жизни. Это вечные вопросы, которые задают себе все люди в тот или другой период жизни, только помещённые в современный российский контекст. Чиновники, бандиты, журналисты, олигархи, волонтёры, предприниматели, компьютерщики — все в одной лодке. {…}«Как поднять миллион» — это история о формировании личности. Думаю, молодежи она будет особенно интересна, хотя, в общем-то, делалась универсальной — про людей и для людей вне зависимости от их возраста.
Виктору Грудеву («Выпускной») и Дмитрию Калязину (сериал «Вторая жизнь») помогли в кадре Софья Карпунина, Виталий Кищенко, Александр Самойленко, Любовь Толкалина и вездесущий Михаил Ефремов. Причём у Калязина на этой неделе не одна, а сразу аж две премьеры!
Трейлер фильма «Вакантна жизнь шеф-повара»
В 2013-м году «Замок эльфов» Рустама Ильясова победил в короткометражной секции ММКФ; награда приятная, хотя переоценивать её, конечно, не стоит: к этому конкурсу вопросов больше, чем к основному. Но вот прошло время — и в прокат выходит полнометражный дебют Рустама «Вакантна жизнь шеф-повара» — с Петром Фёдоровым в главной роли, с Виктором Вержбицким, Виктором Проскуриным, Вильмой Кутавичюте и тем самым Дмитрием Калязиным на втором плане.
Сюжет картины интригует: молодому мужчине предлагают на время … стать другим человеком. Не Андреем, каким его знает уехавшая ненадолго любимая жена, а шеф-поваром престижного ресторана с полным «социальным пакетом»: работа, дом, новая семья. Герой соглашается попробовать — и естественно, что мир вокруг него с этого момента кардинально меняется… Не сказать, что задумка так уж принципиально нова (даже в нашем кино в прошлом году был чем-то похожий «Бармен»), но посмотрим, как на этот раз будет решена в целом любопытная идея.
Трейлер альманаха «Ералаш. Ну просто фантазтика!»
Нельзя, пожалуй, не порадоваться и за возвращение в кинотеатры «Ералаша». Вспомнив советские времена и учтя уже современный и весьма положительный опыт по прокату анимационных сборников для самых маленьких, знаменитый киножурнал подготовил 75-минутную программу «Ералаш. Ну просто фантазтика!», в которую вошли 24 проверенные годами серии. Родители наверняка это уже сто раз видели и прекрасно помнят, но вот юным зрителям наверняка будет весело.
А тем, кто молод душой, предназначен музыкально-документальный фильм «BrainStorm — между берегами» (Латвия, реж. Сандийс Семёновс, Гундарс Редерс, Аудинга Куцинскаите), рассказывающий о самой популярной прибалтийской группе, существующей (и вот в этот факт невозможно поверить) уже более четверти века. Архивные съёмки, дружеские воспоминания, искренние интервью: лента охватывает путь от первого выступления в стенах родной школы до записи последнего по времени альбома «7 Steps Of Fresh Air».
Трейлер фильма «BrainStorm — между берегами»
Из картин дальнего зарубежья в первую очередь следует выделить «Кэрол» Тодда Хейнса, добиравшуюся до нас даже дольше «Ханса / Петра» — прошло уже почти десять месяцев после её премьеры в рамках Каннского фестиваля (на котором Руни Мара разделила с Эмманюэль Берко приз за лучшую женскую роль). Несмотря на то, что критики приняли «Кэрол» с небывалой восторженностью, по итогам года фильм особых наград не снискал — одни номинации: шесть на «Оскар», девять — на приз Британской академии, из по-настоящему значимых побед — разве что один «Независимый дух» лучшему оператору (к слову, изображение здесь заслуживает того, чтобы увидеть его на большом экране).
Безусловно, дело в первую очередь в сильнейшей конкурентной среде — но нельзя списывать со счетов и тематику ленты. Которая, как мы уже рассказали, посвящена отношениям двух женщин, сыгранных Кейт Бланшетт и Руни Марой…
Трейлер фильма «Кэрол»
В числе немногих прочих своими наградами поддержал обеих актрис Киноинститут Австралии, отмечающий не только местные, но и международные работы. А вот премию за лучший австралийский документальный фильм тамошние академики присудили «Сахару», который со своими кассовыми сборами занял третье место среди всех документальных релизов, выходивших на континенте за всю историю. Что же так привлекло австралийцев?
Автор этой ленты Дэймон Гамо в какой-то мере повторяет эксперимент, зафиксированный некогда другим отчаянным документалистом в «Двойной порции». Только там речь шла о том, к чему приводит питание в «МакДональдсе», а здесь Гамо на себе показывает, какую опасность несут продукты, казалось бы, исключительно полезные для здоровья: свежевыжатые соки, обезжиренные йогурты, мюсли и всякие разные протеиновые батончики. Оказывается, в такого рода диетической еде сахар тоже имеется — просто он скрыт, а оттого весьма даже вреден.
Все изменения с телом исследователя (продолжавшего к тому же занятия фитнессом) зафиксированы в формате своеобразного реалити-шоу с множеством музыкальных и фантазийных «примочек». В частности, Хью Джекман представит в картине историю сахара с помощью рисунков из песка, а Стивен Фрай поведает о свойствах продукта в собственном стихотворении. «Этот фильм навсегда изменит ваше представление о здоровом рационе», — обещают российские прокатчики «Сахара».
Трейлер документального фильма «Сахар»
Если кто по наивности своей полагал, что третий «Дивергент» будет последним (признаться, я сам был в числе таковых), то обломитесь. По-видимому, ушлые продюсеры теперь будут делить на две части заключительные серии любой более-менее популярной франшизы — столь велик страх, что окрепший было ручеёк прибыли вдруг возьмёт и в одночасье заглохнет. Причём печальные примеры «Гарри Поттера», «Сумерек» и «Голодных игр» отнюдь не отторгают ни киношников, ни зрителей; там, как мы помним, в «Части I» ровным счётом ничего не происходило, и герои маялись от безделья в ожидании грядущей в «Части II» битвы. Но на сборах это никоим образом не сказывалось; да, финал «Голодных игр» собрал меньше ожидаемого, но в совокупности с предфиналом все затраты, разумеется, с лихвой окупились.
В общем, «Дивергент. Глава 3: За стеной» (США) — это лишь начало конца; до конца конца ждать ещё ровно годик. О чём это говорит в содержательном плане? По меньшей мере о том, что за стеной проблем у героев оказалось не меньше, чем в границах их прежнего мира. А правда о том, что жизнь на свете вовсе не ограничена пределами одного, пусть и большого города, предстала истиной лишь отчасти: везде свои сложности, и Трис в очередной раз предстоит сделать решающий выбор…
Трейлер фильма «Дивергент. Глава 3: За стеной»
За рулём проекта вновь Роберт Швентке («Инсургент», «Призрачный патруль», «РЭД», «Иллюзия полёта»); в четвёртой серии, впрочем, ему обещана смена. К привычному молодёжному составу — Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Майлз Теллер, Энсел Элгорт, Зои Кравиц — примкнул нынче Джефф Дэниелс; Наоми Уоттс уже была во второй части, а Кейт Уинслет, если память не изменяет, из сюжета трагически выбыла.
Если фильм Миндадзе, с которого был начат этот обзор, — один из лучших, то «Братья из Гримсби» (копродукция Великобритании с той же Австралией) — один из худших. Конечно, многие уже привыкли к тому, что Саша Барон Коэн (хотевший приехать к нам на премьеру, но в последний момент передумавший) готов на всё ради искусства, и тут глупо морщиться и восклицать «фи». Если вы смотрели «Бората», «Бруно» и «Диктатора», то вы предупреждены о запредельно скандальном качестве юмора этого артиста. Но новая лента выделяется даже на фоне перечисленных лент — в худшую, к сожалению, сторону.
Два брата были разлучены в детстве; один стал крутым спецагентом, командиром отряда «Хвост тигра», другой обзавёлся огромной семьёй и сам уже не помнит, девять у него детей или одиннадцать (и внучок уже даже есть). И вот спустя тридцать лет они встречаются — в самый неподходящий, конечно, момент. И теперь братья вынуждены вместе спасать свою честь, свою жизнь, свою Англию…
Трейлер фильма «Братья из Гримсби»
Данные «Гримсби» — не столько издевательское обыгрывание стереотипов, сколько пародия на шпионский боевик — того же рода, например, что и прошлогодний «Шпион». И поставлены они не комедиографом, а профессионалом именно экшена — Луи Летерье, который начинал с двух «Перевозчиков», а позднее переключился на «Невероятного Халка», «Битву Титанов» и «Иллюзию обмана». Поэтому в ряде динамичных сцен его новый фильм выглядит довольно лихо, но как только включается «комедия» — всё становится хуже некуда. И не потому, что Летерье не умеет шутить, а потому, что придуманные тут «шутки» не соответствуют внутренней мифологии ленты.
Другими словами, кино — про одно, а гэги — от фейерверка в заднем месте и отсоса яда с причинного места до сношения целого стада слонов с одной слонихой, во влагалище которой нашли укромное убежище герои, — совсем про другое… И когда один из братьев (Марк Стронг, хороший артист, что он забыл в этом фильме?!.), сверху донизу облитый слоновьей спермой, признаётся: «Это отвратительно. Меня сейчас вырвет», — понимаешь, что вот — идеальный слоган для этого фильма.
Если и есть у «Братьев из Гримсби» своё «концептуальное ядро» (бывшее в других фильмах СБК и самим своим существованием их оправдывавшее), то оно в том, что здесь воспевается быдло. Именно так — «быдло», это цитата из фильма, в ключевой сцене которого герои намерены «показать миру, что от быдла никогда ни за что не избавиться». «Благодаря быдлу фильмы „Форсаж“ никогда не умрут»; согласны?.. Тогда не пропустите.