«Визит» (The Visit)
США, реж. М. Найт Шьямалан, в ролях: Эд Оксельбунд, Оливия ДеДжондж, Дианна Данаган, Питер МакРобби, Кэтрин Хан.
Мать не общалась с родителями долгих пятнадцать лет – поссорились в своё время из-за её жениха. Теперь муж сбежал, детям 15 и 13, а родители вдруг предлагают мировую – приглашая внуков к себе в гости на недельку. Старшая девочка намерена снять об этом событии документалку – чтобы выяснить, в чём корень разногласий, и окончательно объединить семейство. Между тем дед сразу предупреждает, что в подвал ходить не стоит, там плесень, а ложиться спать следует в 9:30 – и никак не позже.
Трейлер фильма «Визит»
Новый фильм М. Найт Шьямалана, как и предыдущие его работы, оказался рассчитан преимущественно на подростковую аудиторию, но на сей раз получился и правда удачным – и в кассовом, и в качественном отношении. Тому, кажется, есть две принципиальные причины.
С одной стороны, как говорится, «несчастье помогло»: после очередного коммерческого фиаско студии отказали талантливому, но нестабильно работающему режиссёру в гигантских бюджетах, в связи с чем ему пришло вспомнить молодость и новую картину снять максимально дёшево – без звёзд (если не считать за таковую Эда «Александра» Оксельбунда), без спецэффектов, в условиях, приближённых к документальным.
Это только кажется, что жанр мокьюментари изживает себя – как бы не так. С учётом его максимальной «простоты» и технической доступности фильмов, подделывающих реальность, с каждым годом будет становиться всё больше. В условиях всё возрастающей конкуренции решающее слово остаётся за фантазией стоящего у руля автора – впрочем, она и до того ценилась в кино превыше всего. Порой ведь и достаточно немногого: вот здесь как кто не увидит включённую камеру в руках у собеседника, так сразу признаётся, что сам – бывший актёр; не сказать, что так уж забавно, но – краска, лишний яркий мазок, а именно из таких мазков и складывается целая картина. Весь фильм обходиться без музыки, а в финале добавить «ироничного саундтрека» - вот тебе уже и концепция. Не форма важна, а пронзительность взгляда – и тут с этим всё более-менее в порядке.
Кадр из фильма «Визит»
Второй очевидный плюс: Шьямалан в кой-то веки перестал делать таинственное и серьёзно лицо – и снял откровенную комедию, притворяющуюся хоррором только внешне. Ну сами только подумайте: героям – тринадцать и пятнадцать – какой тут может быть хоррор всерьёз?.. Оставим тот факт, что «Пилу» сейчас смотрят и в более нежном возрасте: уважающая себя студия в любом случае не станет пугать малолетних так, чтобы они потом просыпались по ночам (жаловались родителям, а те писали бы заявления в суд). Максимальная планка доступных «ужасов» - мультики про «монстров» да вот такие «ужастики-лайт», где если и страшно, то так – понарошку. «Визит» на самом деле - детский фильм того уровня, что был позволителен даже в строгое советское время. И разве плохо? В который раз - это сработало.
Кадр из фильма «Визит»
Брат здесь готов рифмовать рэп на любую тему, а на самом деле читает только о девчонках, считая себя половозрелым, но пока недостаточно востребованным. Он отчаянно боится микробов, а вместо ругательств решает произносить имена поп-звезд: «Шанина Твэйн; Майли Сайрус; Кэти Перри!..» (хороший, кстати, способ, надо бы попробовать применить на практике). Сестра более скрытна, но в её годы оно и понятно: не с этим же сопляком ей откровенничать. Она не любит смотреться в зеркало, но полностью поглощена съёмками, просмотром отснятого и монтажом – целеустремлённость, которая однажды, кто знает, сделает из неё новую Кэтрин Бигелоу или Софию Копполу.
Этих немногочисленных черт вполне достаточно для того, чтобы допущенные в зал молодые зрители могли отождествить себя с героями фильма, начать сочувствовать им и вместе с ними «бояться». Испуг, как водится, может настигнуть внезапно (во время, допустим, изначально невинных «пряток» под домом), а может нагнетаться с почти садистской медлительностью (в двух сценах, например, когда бабушка просит внучку залезть в духовку и почистить её изнутри). Неожиданно «заводная» бабуля (традиционно наиболее добрый «семейный персонаж») вообще преподносит немало сюрпризов, рождая у внука шедевральное и навеки отныне крылатое: «Как теперь это развидеть?»
Кадр из фильма «Визит»
Не избежать, конечно, разговора о том, что за всю свою творческую деятельность М. Найт Шьямалан приучил нас к тому, что завершающей точкой его творения будет «Ах!», «Ого!» и «Ишь как придумал!» В «Визите» она тоже есть, но такого толка, что очевидна если не с самого начала, то уже где-то на середине ещё относительно безмятежного повествования. Но соотнесите всю её наивность с возрастом потенциальных зрителей (совпадающим с возрастом маленьких героев) – и вы поймёте, что для них и такой поворот: «Ой-ой-ой!», «Мамочки, спасите!». Тот же факт, что на этот фильм зачем-то пойдут не дети, а взрослые (да даже студенты – и те уже большие), - это уже факт их личной биографии: хотят – пусть смотрят. Тем более что итоговая мораль - позвоните родителям! – она актуальна всегда и для любого поколения.