«Про Любовь»
Россия, реж. Анна Меликян, в ролях: Рената Литвинова, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Михаил Ефремов, Александра Бортич, Владимир Машков, Мария Шалаева, Мария Данилюк, Юрий Колокольников, Равшана Куркова, Василий Ракша, Алексей Филимонов, Александр Робак, Максим Лагашкин, Алексей Макаров, Кристина Исайкина, Мияко Шимамура, Кейске Шабазаки.
Про любовь знают все. И знают всё. Тем не менее, недели не проходит, чтобы в прокат не вышел новый фильм, который обещает если не «закрыть тему», то как минимум порадовать нас каким-нибудь свежим откровением — о любви, разумеется. Потому как чувство это бескрайнее, оттенков у него — океан, а историй, с ним связанных, в полном объёме не пересказать никому вовеки.
Режиссёр Анна Меликян решила попробовать создать свою «энциклопедию жизни», где Любовь проходила бы красной линией. В принципе, всё её работы о Любви и были (подробнее о творческом пути Меликян — в нашем прошлогоднем материале), но «Про Любовь» — случай особенный. Это и не фильм уже вовсе, а практически воплощённый жанр: сперва была короткометражка, потом вторая серия короткометражки, а теперь вот — полный метр, созданный уже из других короткометражек, но на эту же тему.
Трейлер фильма «Про любовь»
Может даже создаться впечатление, что автор решил «приватизировать» весь исходный материал; вряд ли, конечно, удастся, но с другой стороны — почему бы и нет?.. Кому-кому, а подлинным романтикам картины Анны Меликян должны нравиться.
Так вот, если про любовь знают все и всё, то «Про любовь» известно пока лишь то, что летом это кино получило Главный приз главного отечественного кинофестиваля — «Кинотавра». Ну, и то, что там играют сплошь звёзды. Мы решили добавить к этому ещё несколько фактов.
На съёмках фильма «Про Любовь»: Анна Меликян в белом
— История проекта началась с благотворительного аукциона, на котором продавались … короткометражки, снятые именитыми режиссёрами своими силами и без каких-либо гонораров. Участие в этой затее приняли даже мэтры, но дальше всего продвинулась именно Анна Меликян, вдруг наткнувшаяся на «золотую жилу»:
Ни один мой фильм не пользовался такой популярностью в сети, как эти короткометражные фильмы. Стало ясно, что здесь как раз совпали интересы публики и мои, людям не хватает настоящих историй про отношения, про мужчин и женщин, про любовь и секс, без соплей и фальши, без занудства и морализаторства, простые истории про любовь, рассказанные легко и, конечно, с улыбкой. Мне же стало ясно, что это моя тема, мне в этом очень легко, комфортно и интересно находиться, захотелось ещё и ещё таких историй. Так родилась мысль собрать эти короткие истории в большой фильм.Рената Литвинова в фильме «Про Любовь»
— Работа над картиной прошла необычайно быстро: подбор актёров был завершён всего за две недели, подготовительный период занял месяц, съёмки — 25 дней. В итоговый монтаж вошло ровно всё то, что сняли: «Как задумали, так и получилось».
— Рената Литвинова, героиня которой объединяет все истории в одно целое, была единственной претенденткой на сыгранную ею роль.
— Согласно сценарию, герой Евгения Цыганова уходил от немолодой жены к юной любовнице-блондинке. Но артист предложил кардинальную перестановку: поменять Марию Данилюк и Александру Бортич местами. Благодаря чему банальный любовный треугольник превратился в нестандартный — тем и любопытный. Аналогичный поворот, кстати, в своё время был проделан во французской мелодраме «Слишком красивая для тебя».
Евгений Цыганов в фильме «Про Любовь»
— Согласно первоначальной идее, в фильме «Про Любовь» должны были блистать только «звёзды» — но для Марии Данилюк автор сделала исключение: сказалась любовь к «странным девушкам», которая заметна в любой картине Анны.
— Анна Меликян признаётся, что забывала произносить команду «Стоп», когда в кадре оказывалась Александра Бортич: засматривалась и заслушивалась. Так родилась любимая сцена режиссёра, в которой нет ничего «режиссёрского»: снимая полупьяный разговор Бортич и Данилюк, Меликян просто не выключила камеру… При этом сама Бортич решила, что это такой «авторский стиль» — и даже не подумала его оспаривать.
— Мария Шалаева, восемь лет назад прославившаяся благодаря «Русалке» Анны Меликян, для своей новой роли выучила песню на японском языке и подготовила танец.
Владимир Машков и Юлия Снигирь в фильме «Про Любовь»
— Уличная часть новеллы с Юлией Снигирь снималась импровизационно: киношники просто прогулялись по городу, ловя интересные моменты. И попали, не планируя этого, на марш мира, потеряв при этом за полицейским кордоном … оператора. Пришлось снимать на фотоаппарат. Сама Снигирь потом призналась, что ради работы с Меликян была «готова на какое-то хулиганство и какую-то смелость».
— Одна из новелл фильма рассказывает о приезде в Москву молодой японки: она решила вживую встретиться с теми русскими кавалерами, что вскружили ей голову на сайте знакомств. На съёмках эта встреча была зафиксирована документальным образом: актриса Мияко Шимамуро действительно впервые увидела своих российских партнёров при включённой камере, общаясь с ними без подсказок со стороны. Эти кадры, запечатлевшие не сыгранные, а истинные эмоции, вошли в результате в картину.
— В фильме активно используются технические приметы сегодняшнего дня: гаджеты, фотографии и фильтры для их обработки, социальные сети и мессенджеры.
На съёмках фильма «Про Любовь»: Анна Меликян в чёрном
— Режиссёр признаёт, что «Про Любовь» — нетипичная для неё картина хотя бы потому, что в финале никто не погибнет.
Любовь — это так много уже существующих прекрасно сформулированных фраз и мыслей, что очень сложно закрыть глаза и без навязанных шаблонов действительно прочувствовать, что же это такое — любовь.Анна Меликян