«Салют-7»
Россия, реж. Клим Шипенко, в ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Мария Миронова, Любовь Аксёнова, Виталий Хаев, Игорь Угольников, Наталья Кудряшова, Оксана Фандера, Александр Ратников.
ЦУП теряет контроль над орбитальной станцией — самым важным советским стратегическим объектом в космосе. Программа «Время», конечно, молчит об аварии, но американские новости вовсю нагнетают истерию, прогнозируя неминуемое и бесконтрольное падение «Салюта». Уже снаряжается спасательный полёт «Челленджера», чего в самый разгар холодной войны, разумеется, никак нельзя позволить (украдут ведь все секреты!) — а потому в кратчайшие сроки и без должной подготовки в космос запускается экипаж из двух друзей-космонавтов: один должен пристыковаться к бешено вращающейся станции (что почти невозможно), другой — починить неполадку…
— Мне подходит.
Трейлер фильма «Салют-7»
Если оставить в стороне вопрос, действительно ли американцы хотели воспользоваться нашей поломкой в своих корыстных целях (космическое соперничество двух сверхдержав и сейчас остаётся дискуссионной темой), а говорить о фильме «Салют-7» просто как о кино, то необходимо сразу отметить: фильм получился очень достойным. Это по-настоящему качественная российская картина, с проработанным сценарием, крепкой режиссурой, хорошими актёрскими работами — и действительно с космосом в кадре: виртуозные съёмки и отменные спецэффекты в полной мере обеспечивают «эффект присутствия» на орбите.
Космоса здесь много больше, нежели во «Времени первых»; сравнений с лентой Дмитрия Киселёва не избежать, благо у нас не так много фильмов на подобную тему — да к тому же хорошо памятна история, когда их насильно разводили в прокате, перенеся выход драматического экшена Клима Шипенко на целых полгода. Но оказавшись вторым, «Салют-7» не оказался побеждённым: едва ли не любое сопоставление окажется скорее в его пользу — пусть даже эти различия будут не столько объективными, сколько вкусовыми.
Ролик о создании фильма «Салют-7»
Здесь к минимуму сведена земная вступительная часть — столь томительная во «Времени первых». «Салют-7» не ждёт сорок минут, а сразу начинается с привета «Гравитации»: эпизод на орбите оборачивается нежданной опасностью и относительно счастливым разрешением. Следующая за прологом экспозиция предельно сжата и лишена рассусоливаний: совсем скоро герои возвращаются в условия невесомости, где и остаются до самого финала.
Разумеется, здесь точно так же космическое действо чередуется со сценами в Центре управления полётами — в этом фильмы даже больше похожи, нежели в своей космической составляющей. Но Александр Самойленко — на удивление! — переигрывает Владимира Ильина, с лихвой оправдываясь за иные свои «легковесные» комедийные роли, а Наталья Кудряшова добавляет красок в роли врача, беспокоящегося за состояние экипажа. Эпизод радиопрощания с мужем (то, чего ещё не разрешалось в эпоху первого полёта Леонова) — явно лучшее, что сыграла за последнее время Мария Миронова.
Ролик фильма «Салют-7»: интервью актёров и продюсера
Вообще, актёры тут выглядят ярче — и даже Владимир Вдовиченков с Павлом Деревянко смотрятся много живее куда как более великих Миронова с Хабенским. Обеим этим парам в их фильмах сложнее всего: при всём космическом размахе — не разыграться. Но в «Салюте-7» принципиально ушли от настоящих имён, что, вероятно, в какой-то мере освободило артистов, не скованных намертво привязкой к прототипам (с которыми, оказывается, они даже не встречались вплоть до премьеры). Помогло, несомненно, и снижение пафосного градуса: «первым в космосе» тут оказывается… таракан (!) — и это вовсе не удар по престижу Отечества, а вполне себе милая и очень даже позволительная шутка (тем более что встреча с «земляком» происходит тогда, когда подобного рода разрядка весьма кстати).
Визуально выигрышнее и встающие перед героями проблемы: сложная стыковка с риском столкновения, станция, превратившаяся без подогрева в морозильную камеру, её «оттаивание», а затем тушение. И лёд, и вода, и огонь — всё это очень эффектно смотрится, не говоря уже о нескольких выходах в открытый космос. С технической точки зрения «Салют-7», похоже, самая совершенная российская картина этого года — в чём-то превосходит её разве что «Притяжение».
Ролик фильма «Салют-7», посвящённый созданию визуальных эффектов
Как водится, умело обыграны в сценарии и все важные приметы восьмидесятых: на орбите играют в «Ну, погоди» и говорят про «Осенний марафон», звучит «Земля в иллюминаторе» и «Арлекино», а олимпийский мишка — не столько талисман, сколько «индикатор невесомости». Есть отличные шутки про введённый Горбачёвым сухой закон (хотя, возможно, их придётся пояснять молодому зрителю), есть Высоцкий, — и единственное, что в этом плане смущает, так это та лёгкость, с какой советские космонавты (включая женщину!) рассуждают про будущие времена, когда можно будет «заниматься любовью в открытом космосе» (похоже, секс в СССР всё-таки был).
«За что мы боремся?» — вслух спрашивает сам себя герой Александра Самойленко в ответственный момент, подразумевая, что страна рискует людьми всего лишь ради двадцати тонн металла. Ему отвечают, что на кону отнюдь не железо, а «репутация советской космонавтики». «Салют-7» — как и «Время первых» — очень удачно балансирует между этими двумя составляющими, давая зрителям повод лишний раз задуматься, какой ценой достаются нам исторические подвиги. Этот здравый взгляд на тоталитарную систему, готовую ради своих задач в любой момент раздавить даже работающего на неё человека, — то, что выгодно отличает эти две картины от иных высокоидейных и патриотичных кинополотен.
Ролик фильма «Салют-7», рассказывающий об актёрских тренировках
Не сказать, что «Салют-7» так уж полностью лишён недостатков. Но плюсов здесь много больше, нежели изъянов, и вердикт, повторюсь, очевиден: это очень достойное кино, сделанное на весьма высоком профессиональном уровне. Вы удивитесь тому, что у нас так умеют.