«Союзники» (Allied)
США — Великобритания. Реж. Роберт Земекис. В ролях: Брэд Питт, Марион Котийяр, Джаред Харрис, Лиззи Каплан, Мэтью Гуд, Мэрион Бэйли.
1942-й год. В пустыне французского Марокко приземляется парашютист. В машине, что довозит его до Касабланки, лежит чемоданчик: в нём документы с печатями Третьего рейха и второе дно — с оружейным арсеналом. Водитель со словами «Твоя жена будет в фиолетовом платье» передаёт новоприбывшему обручальное кольцо.
Трейлер фильма «Союзники»
По легенде, Морис добывает фосфаты и на шесть недель приезжает к любимой жене из Парижа. Кристин, мгновенно его узнавшая, отмечает отсутствие парижского акцента, указывает, когда надо смеяться, а когда — целовать её в губы, чтобы это увидела из своего окна подглядывающая за ними соседка. «Ты очень дотошна», — говорит он. «Именно поэтому я ещё и жива», — отвечает она. Их настоящие имена — Макс и Марианна, в ближайшие дни у них «есть шанс сотворить историю», устроив диверсию на приёме в немецком посольстве. Шансы выжить у обоих невысоки.
Фрагмент из фильма «Союзники»
Как Макс оказался подготовлен к тому, что однажды у него могут спросить химическую формулу фосфата, так и Роберт Земекис, чьи достижения последних лет («Прогулка», «Экипаж») вызывали по меньшей мере спорную оценку, не оплошал, а неожиданно по-хорошему удивил. Оставив свои лучшие фильмы и анимационные эксперименты далеко позади, он ведь неуклонно приближался к тому рубежу, после которого ни звёзд, ни солидных бюджетов было бы ему уже не видать, как вдруг его словно стукнули чем-то и вывели из безнадёжного, казалось бы, творческого ступора.
«Союзники», может быть, и не станут безусловной классикой, но в них есть то, чего давно уже не было у Земекиса и что так редко в последнее время встречается вообще в мировом кино: когда-то давно это неуловимое и труднопостижимое, но, несомненно, ярчайшее явление было названо словом «химия».
Ролик фильма «Союзники», посвящённый актёрскому ансамблю
Едва только повстречавшись, герои этой картины прилипают друг к другу намертво, так, что не отодрать. Блистательные, как никогда, Брэд Питт и Марион Котийяр составляют — и об этом можно говорить без преувеличения — один из лучших любовных дуэтов пусть не во всей истории, но в XXI веке уж точно. «Мы знаем примеры, когда агенты трахались и быстро оказывались мёртвыми», — косится он на её расстёгнутую (якобы от жары) блузку, едва ли не умоляя: «Застегни чёртовы пуговицы».
Фрагмент из фильма «Союзники»
«Главная ошибка — не в сексе, а в чувствах», — полагает в свою очередь она, и за развитием этих скованных долгом взаимоотношений наблюдать необычайно волнительно и интересно. Неудивительно, что СМИ так прицепились к версии возникшего на съёмочной площадке романа, ставшего причиной самого громкого развода этого года: очень трудно не «поженить» артистов, столь достоверно изобразивших такие чувства в такой истории.
Фрагмент из фильма «Союзники»
История, конечно, здесь в числе наиглавнейших плюсов. Что хорошо — её авторы вовсе не держат зрителей за дураков. И как только становится вполне очевидной одна интрига, они тут же переворачивают пластинку другой стороной, заставляя гадать не о том, кто есть кто, а каковы могут быть шаги персонажей в дальнейшем. Приходится, к сожалению, напускать в этом абзаце туману, так как по-настоящему сюжет закручивается лишь спустя час от начала — и даже намёки тут весьма нежелательны (иного мнения отчего-то придерживаются сочинители студийных синопсисов, без уважения к публике раскрывающие все карты в официальном пересказе сюжета).
Ролик фильма «Союзники»
Достоинство же Земекиса как режиссёра заключается в том, что он
- сумел не растерять по дороге практически ничего из заложенного в сценарии Стивена Найта;
- предельно органично соединил и сбалансировал артистов, до поры до времени уведя в тень главную звезду (Питта) и позволив занять куда больше пространства его союзнице (что редкость в такого рода раскладах);
- насытил картину безумной атмосферой военного времени, когда во время бомбёжек рожали прямо на улице, а близость погибели снимала любые моральные преграды насчёт внебрачных сиюминутных сношений;
- добавил к этому массу отличных деталей типа надписи «Cheers Adolf» на бомбе или томика Грэма Грина в руках у шпиона;
- поставил как минимум пару-тройку (а то и целый пяток) выдающихся в своём роде сцен вроде моментального избавления от нациста при помощи круассана, полного страсти соития в песчаную бурю или падающего прямо на дом самолёта, сбитого при отражении воздушной атаки.
Чего он не сделал, так это не дожал ситуацию до предела, обернув её в пользу более-менее привычной голливудской мелодрамы, а не напрашивающегося ужасающего откровения. Но тут винить режиссёра не стоит: додумать о самом важном в любом случае хватит мозгов и у зрителя.
Фрагмент из фильма «Союзники»
«Союзники» нацелены прямо в сердце и стреляют без промаха. Пусть по размаху и накалу эмоций это всё же не «Английский пациент», но и память о великой «Касабланке» не омрачена тут беззубостью вспоминающего. У кадров из этого фильма есть чудесное свойство мгновенно впечатываться в память: она смотрит на него, он смотрит на неё, душно и жарко. «Ты меня вообще видишь?» — спрашивает она за три минуты до рокового момента. «Не совсем», — признаётся взволнованный он, и вот это ощущение лёгкого помутнения, когда вот-вот что-то должно случиться, отчего немеют руки и становятся ватными ноги, охватывает всю картину и долго ещё остаётся после выхода из зала. У «Союзников» отличное послевкусие, и это очень важное, тоже довольно редкое по сегодняшним дням качество.
Кадр из фильма «Союзники»