Кино

Кино: Стивен Спилберг уверен, что рано кричать «Смерть шпионам!»

0 1330

«Шпионский мост» (Bridge of Spies)

США – Индия – Германия, реж. Стивен Спилберг, в ролях: Том Хэнкс, Марк Райлэнс, Остин Стоуэлл, Скотт Шеперд, Михаил Горевой, Себастьян Кох, Эми Райан, Алан Алда, Уилл Роджерс.

Сайт фильма

В 1957-м году, в разгар Холодной войны, в Бруклине арестовывают пожилого художника, перед этим получившего в распиленной надвое монетке секретное послание. Рудольфа Абеля называют «полковником» и числят советским шпионом; «Он угроза для всех, он предатель», - таково единодушное общественное мнение. Тем не менее, демонстративный судебный процесс требуется провести по всем правилам, в присутствии адвоката: «На кону честь американского правосудия», а потому «придётся защищать сукиного сына», невзирая на неопровержимые доказательства. На эту рискованную роль – стать вторым самым непопулярным человеком в стране – выбирают Джеймса Донована, страхового юриста, в послужном списке которого имеется выступление в Нюрнберге.

Трейлер фильма «Шпионский мост»

«Мы ведём битву за цивилизацию», - говорит Доновану судья, твёрдо намеренный посадить обвиняемого на электрический стул, как того и требует американский народ, напуганный грядущей термоядерной войной с Советским Союзом (а Абеля как раз и обвиняют в заговоре с целью передачи атомного оружия). Во времена, когда школьников учат, как следует вести себя при взрыве, трудно сохранить благоразумие: слишком силён запах крови, слишком буйствует пропаганда, призывающая искать врагов даже в соседях и истреблять их, пока те предательски не всадили нож в спину.

Герой Тома Хэнкса, призывающий не поддаваться инстинктам, а опираться в первую очередь на законы, кажется даже не чудаком – страшнее: защищая (даже не по собственной воле) шпиона, он сам играет против вскормившей его страны, а стало быть, заслуживает и камня в окно (это ещё полбеды), и заточки в горло (в самом худшем случае). Массовая истерия не признаёт доскональных разбирательств, кто прав, кто виноват, и мешает предвидеть возможные последствия – и нужно отчаянное мужество, чтобы попросить своих сограждан просто оставаться людьми.

Кадр из фильма «Шпионский мост»

Когда-то могло показаться, что исторические – и основанные на реальных событиях – фильмы Стивена Спилберга – не более чем прихоть разбогатевшего массовика-затейника, решившего доказать, что ему подвластна и высокая драма. Но вновь и вновь подводя нас к перископу, направленному в другую эпоху (порой даже совсем недавнюю), великий режиссёр вряд ли прикидывает шансы на очередной «Оскар». В совокупности все его серьёзные работы (те, где нет акул, инопланетян, динозавров и прочей развлекухи) вдалбливают в головы зрителей необычайно важную мысль: даже один человек способен перевернуть ход истории. И не важно, кто он, обыватель или правитель; важна его воля, решимость и уверенность в собственной правоте даже тогда, когда все вокруг настаивают на обратном.

«Что думают люди – не главное, твои поступки – это важно», - проговорённая в «Шпионском мосте» мораль могла прозвучать и в любом другом его фильме. Как и история про «стойкого мужика», которую Абель рассказывает своему отчаявшемуся адвокату. Именно «стойкие мужики» и вертят нашу Землю – люди, которые сумели не прогнуться под тяжестью обстоятельств и сделать свой выбор, даже если он по всем параметрам был совершенно безумным. Отступи они – и жили бы мы совсем в другом мире; но они – это мы, на их месте может в какой-то миг оказаться каждый из нас, потому что история, как известно, склонна повторяться – и любой зритель в грядущий роковой момент может определить судьбу человечества, хотя бы просто своим голосом склонив чашу весов в одну либо в другую сторону. Неверно думать, что «всё уже решили за нас», - именно ты, простой человек из зала, способен при желании кардинально изменить ситуацию.

Кадр из фильма «Шпионский мост»

Вторая – и основная - часть картины связана с поездкой главного героя в Восточный Берлин, только что отделённый от Западного возведённой Союзом стеной. Зачем он согласился, зачем он поехал?.. Для чего по доброй воле оказался там, откуда может вовсе не выбраться?.. Какая ему разница, обменяют ли советского шпиона на американского? И причём здесь студент, по собственной глупости в последний момент оказавшийся не на той стороне?..

Большинство, окажись на месте Донована, наверняка сказало бы: «Да ну на фиг». Но Спилберг вместе со своими соавторами, вместе со всей своей выдающейся съёмочной группой и безукоризненным актёрским ансамблем, продолжает надеяться, что сможет своей работой изменить хотя бы один подобный скоропалительный отказ, и по-прежнему верит, что даже в кромешной тьме всегда найдётся благородный человек, способный даже в страшную минуту протянуть руку помощи незнакомцу.

Кадр из фильма «Шпионский мост»