«Легенда» (Legend)
Великобритания — Франция, реж. Брайан Хелгеленд, в ролях: Том Харди, Эмили Браунинг, Дэвид Тьюлис, Тэрон Эджертон, Пол Андерсон.
Полвека назад жили-были в Лондоне два брата, Реджи и Ронни. Они были гангстерами, а у гангстеров, в отличие от людей более мирных профессий, есть одно несомненное преимущество: в глазах потомков они отчего-то становятся не просто ворами и убийцами, а легендами…
Трейлер фильма «Легенда»
В прологе картины закадровый голос обещает рассказать нам «только правду» — по сути, это уже второй сигнал о том, что дальше зрителя ждёт никакая не «легенда» (название — это как раз первый звоночек), а сплошная банальщина. Вся правда — и не только правда — о бандитизме давным-давно уже рассказана, ничего нового тут не придумать, даже если брать подлинно документальные сюжеты. Всё криминальное так или иначе укладывается в привычную схему: сперва — преступление, потом — наказание. Плюс любовная линия: «Если у тебя была скучная жизнь, то это не значит, что я должна так жить!» — кричит девушка бандита своей матери, но знаем мы финал и такого «веселья». Сколь б непредсказуема была жизнь прототипов, законы кино таковы, что сценаристы всё равно уложат реальные события в проверенные шаблоны. Потому как есть правда жизни, а есть правда искусства — и зачастую это две разные истины.
Принципиальная — и единственная — изюминка данного проекта заключается в том, что главных героев/злодеев — двое, они близнецы и играет их один актёр. Том Харди. Тот самый, который ещё полгода назад, на волне скандала с «Номером 44» причислялся рядом центральных СМИ к «малоизвестным артистам», а теперь, после «Безумного Макса», по праву выбрался в число ярчайших звёзд современности. Именно ему пророчат роль следующего Джеймса Бонда, именно ему Хью Джекман готов передать когти Росомахи. Слава, конечно, заставила себя долго ждать (пару недель назад Тому исполнилось уже 38), но вот она — уже не отмахнуться. И подобная двойная роль — актёрский вызов, который пришёлся весьма кстати.
Том Харди играет близнецов в фильме «Легенда»
К вызовам Харди не привыкать. Он уже доказал, что способен справиться с классическим репертуаром (сыграв Хитклиффа в экранизации «Грозового перевала» — после Лоуренса Оливье и Рэйфа Файнса). Доказал, что способен серьёзно преобразить себя ради дела («Бронсон») и предложить интересный рисунок роли даже с практически закрытым лицом (Бэйн в финальном «Тёмном рыцаре»). Доказал, что способен вообще сыграть в одиночку, не выходя из машины и полтора часа просто разговаривая по телефону («Лок» принёс ему больше всего призов и номинаций). В «Легенде» он доказывает, что способен находиться в кадре одновременно в двух ипостасях, награждая при этом каждого из близнецов индивидуальным характером и не давая зрителю ни малейшего шанса их даже случайно перепутать.
Реджи Крэй — в принципе, тот же губастый мужлан, которого мы уже видели в других фильмах с Харди. Другое дело — колоритный психопат Ронни, то и дело перетягивающий на себя сюжетное одеяло. Ему обязательно следует принимать таблетки два раза в день, иначе последствия могут быть непредсказуемыми. Он с лёгкостью признаёт себя гомосексуалистом, но не педиком; он ловко орудует молотком и при необходимости отгрызает противнику ухо. Он цитирует Гомера и мечтает о постройке утопического города в Нигерии — но может и привести в казино осла, будто так и надо. Застрелив человека, он отправляется на чай с пирогом к мамочке… Это неожиданно смешной и, разумеется, необычайно страшный образ — бандита, который порой ведёт себя как ребёнок, но в своём агрессивном безумии вообще не видит никаких берегов. Вряд ли кто захочет встретиться с таким Ронни Крэем за пределами кинозала, но эта роль — несомненная творческая удача артиста.
Кадр из фильма «Легенда»
Хотя очевидно, что «Легенда» — бенефис одного актёра, нельзя не отметить, что и окружение для Тома Харди здесь подобрано на славу. Эмили Браунинг с её ангельским личиком, Дэвид Тьюлис с его хитрой улыбкой, Тэрон Эджертон с его надменными повадками. Однако проблема в том, что мы их всех уже видели. Не исполнителей (это-то понятно), а персонажей. Вновь возвращаясь к самому началу: ничего нового. Подобные истории — давно отработанный материал, в котором просто не осталось простора для игры; не добавлять же к каждому герою по его дублю.
Странно, что это обстоятельство не остановило Брайана Хелгеленда, матёрого сценариста («Оскар» за «Секреты Лос-Анджелеса»), имеющего за плечами и пару режиссёрских шлягеров («Расплата» с Мэлом Гибсоном, «История рыцаря» с Хитом Леджером). Что он надеялся привнести в этот жанр?.. Не скажешь, конечно, что попытка вышла совсем уж безнадёжной: здесь есть — особенно поначалу — проблески показного профессионализма (типа длинных многолюдных планов), любопытные эпизоды («суд» над избиваемым — с париком на «судье», «адвокатом» и «присяжными»), хлёсткие реплики (о причёске: «У тебя на башке лиса сдохла») и многообещающие вроде как обобщения (фраза «У аристократов и бандитов много общего» действительно приводит в итоге к оргии пэров). Но… Скучно, скучно. Стоит Харди отлучиться из кадра, как зрительный зал накрывает тоской и занудством, а под конец двухчасового полотна не спасает уже и он.
Стиль 60-х в фильме «Легенда»
Возможно, многое объясняет реплика, объясняющая в свою очередь карьерные скачки братьев: мол, важно излучать уверенность, что вы решите любой вопрос силой и «даже получите от этого удовольствие». Видимо, Хелгеленд посчитал, что с подобной уверенностью у него всё в порядке. Что ж, ошибаться свойственно многим художникам — хотя в случае с гангстерами такой метод, несомненно, работает.